Коллекторы предлагают создать систему обмена данными о кредитных должниках с ФССП


НАПКА направила письмо в ФССП с инициативой создать объединенную систему обмена данными о должниках по кредитам. Сообщество коллекторов хочет получать такие сведения от приставов, как запросы в кредитные организации (и ответы на запросы), постановления об обращении взысканий на выявленные средства, постановления об аресте/розыске/снятии ареста со счетов и пр.

В ассоциации подсчитали, что на сегодня количество возбужденных исполнительных производств в отношении должников по кредитам приблизилось к отметке 800 тысяч, пишут «Известия». Представители коллекторского сообщества уверены, что обмен данными позволит более эффективно взыскивать долги по исполнительным листам без нарушения прав заемщиков, а также сократить процесс исполнения судебных решений.

В НАПКА отмечают, что ныне коллекторы и приставы взаимодействуют недостаточно плотно, а сроки предоставления информации о ходе исполнительных производств затягиваются. Как результат, происходит затягивание исполнения судебных решений.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Чермянинов Андрей (Генеральный директор ООО ЮКА ""ЛЕВИАН")

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

Это из области фантастики. Никогда государственные службы не будут обмениваться с коммерческими организациями информацией, а тем более представлять ее в электронном виде.

Жданухин Дмитрий (Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н.)

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

Я думаю, что создание такой системы было бы обосновано новым статусом коллекторских агентств как организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности и включенных в специальный государственный реестр (ст. 12 ФЗ № 230 от 3 июля 2016 г. “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности”). Раз к розничным коллекторам столько требований (особая защита персональных данных, запись всех сообщений должникам и т.д.), то можно было бы упростить их работу хотя бы на стадии legal-collection.

Однако ведомство Артура Парфенчикова ориентируется, прежде всего, на максимальное упрощение взаимодействия со всеми взыскателями, а не только коллекторскими агентствами. Начал работать и постоянно совершенствуется сервис "Личный кабинет", расширяется электронный документооборот, в том числе, с судами. Параллельно идет постоянная информационная (PR) работа, направленная, как на взыскателей (в помощь им), так и на должников (для мотивации добровольного исполнения судебных решений).
Стоит отметить, что электронное взаимодействие, к сожалению, не способно изменить основную проблемную ситуацию при взыскании долгов организаций, а именно применение предпринимателями недобросовестных схем уклонения от погашения задолженности: использование подставных лиц, управляемого банкротства и т.д. В этих случаях актуально корпоративное коллекторство.

Бобко Алексей (Руководитель портала "РынокВзыскания.РФ")

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

Безусловно, НАПКА предлагает совершенно правильные изменения. Уверен, что и ФССП в свою очередь будет проводить кардинальную внутреннюю модернизацию, чтобы иметь возможность контролировать рынок взыскания. ФССП уже говорило о тех инвестициях, которые нужны им для осуществления контрольной функции. Будем надеяться, что названная сумма включала различные доработки ПО для упрощения процесса взаимодействия с участниками рынка.

Бородкин Павел (Глава ГК АФПБ)

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

Это вполне логичная и закономерная инициатива со стороны профессиональных участников рынка. Тем более, после вступления в силу Закона о защите прав должников нагрузка на судебную систему, в том числе ФССП существенно возрастет. Коллекторские агентства хотели бы, но не могут максимально эффективно способствовать работе судебных приставов. Если система электронного документооборота будет принята и одобрена со стороны руководства ФССП, эффективность исполнения решений суда существенно возрастет, сбор долгов будет облегчен, повысится прозрачность всей процедуры взыскания. Все в итоге выиграют: кредиторы будут возвращать свои деньги, Служба судебных приставов повысит показатели эффективности своей работы. Это был бы следующий шаг в создании цивилизованного рынка взыскания, в котором заинтересованы все, включая государство.

Теплицкий Дмитрий (Генеральный директор ООО «АБК», член Совета, Председатель Контрольного комитета, СРО НАПКА)

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

Внедрение электронной системы обмена данными сделает более эффективной работу как коллекторских агентств, так и самой Службы судебных приставов.

Сократится время на этапах предъявления исполнительного документа, мониторинга возбуждения исполнительного производства и осуществления исполнительных действий, а также обжалования действий/бездействий судебных приставов-исполнителей. При отсутствии необходимости физического присутствия и подготовки документов на бумажных носителях на данных этапах сократятся также и расходы на взыскание.

Чуприс Дмитрий (Заместитель генерального директора по правовым вопросам, Агентство «Центр ЮСБ»)

Поможет ли создание электронной системы обмена данными о должниках более эффективно проводить работу по взысканию?

По нашему мнению, учитывая ту огромную нагрузку, которую испытывает ФССП и с которой с трудом справляется, оптимизация документооборота и перевод его в электронную форму разумеется дадут положительный эффект. В частности, значительно уменьшается время на подготовку документов, на их пересылку. Добавим экономию бумаги и на оргтехнике (картриджи для лазерных принтеров и т.п.).

Оперативное получение информации от ФССП о ходе исполнительных производств профессиональными взыскателями во многих случаях снимет необходимость в направлении жалоб на бездействие судебных приставов-исполнителей, которые часто подаются именно в результате отсутствия информации у взыскателя о ходе процедуры. Соответственно, затем эти жалобы обрабатываются, по ним выносятся решения, должностные лица вынуждены опять таки тратить время на подготовку ответов, их направление адресатам… Всё это связано с огромными финансовыми и трудовыми затратами, которые на основной функции Федеральной Службы – принудительное исполнение судебных актов, сказываются только отрицательно.

Курс, взятый нашим Правительством на внедрение новых технологий в различные сферы управления, нужно только приветствовать. Уже создан задел для выдачи судами электронных исполнительных документов, которые без участия истца будут направляться непосредственно в ФССП для принудительного взыскания. Следует продвигаться в этом же направлении и дальше. Хотя на данном этапе еще не видны все «подводные камни» на этом пути. Как представляется, полномочий самой ФССП недостаточно для организации такого взаимодействия с профессиональными взыскателями. Вероятно, решение данного вопроса потребуется на более высоком уровне.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также