Коллекторы готовы переквалифицироваться во взыскателей долгов по ЖКХ


Закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» «свяжет руки» коллекторским агентствам. Взирая на грядущие ограничения в деятельности, участники коллекторского рынка ищут способы работы в привычном режиме: осуществлять звонки должникам, встречаться с ними и т.д.

Поскольку взыскание долгов по жилищно-коммунальным услугам не подпадает под действие закона, коллекторские агентства могут переключиться на эту сферу. Если долг по ЖКХ продан агентству, специализирующемуся на взыскании долгов по ЖКУ, то коллекторы смогут использовать для возврата долгов широкий спектр инструментов, включая звонки по телефону, визиты и прочее.

Один из участников коллекторского рынка рассказал «Известиям», что коммунальщики будут нанимать специализированные агентства для эффективного погашения долгов по ЖКУ. При успешном взыскании коллекторы получат не только оклад, но и комиссию от суммы погашенного долга. Если же долг взыскать не удастся, коммунальные службы будут обращаться в судебные инстанции.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Чуприс Дмитрий (Заместитель генерального директора по правовым вопросам, Агентство «Центр ЮСБ»)

По Вашему мнению, выгодно ли коллекторским агентствам «переключаться» на работу с коммунальной задолженностью?

Действительно, указанный закон взыскание просроченной задолженности физических лиц, возникших из обязательств в сфере ЖКХ, не регламентирует. И по нашему мнению, это означает только то, что позднее этот пробел наши законодатели «закроют» отдельным нормативным актом. Возможно, в таком точечном правовом регулировании есть определенный смысл, учитывая особенности взыскания долгов по банковским долгам, микрозаймам и коммунальным услугам. А поскольку эти особенности в отношении ЖКХ не всем понятны, то в течении некоторого времени будет оставаться пробел. До лета 2017 имеет смысл посмотреть на те изменения на рынке взыскания, которые произойдут вследствие применения ФЗ «О защите прав…», на практический вызванный им эффект.

Однако, как нам представляется, массовых «перегибов» со стороны коллекторских компаний в отношении должников по ЖКХ в целом уже не стоит опасаться, поскольку этому будет противодействовать само общество, а также правоохранительные органы.

Выгода зависит от договоренностей сторон, в частности, от размера вознаграждения коллекторской компании, затрат на действия по взысканию, получаемой прибыли. Привлекательные условия в том или ином секторе всегда будут манить желающих. Но так ли уж сейчас в целом привлекателен рынок долгов ЖКХ, чтобы исключительно с ним связывать дальнейшие перспективы? Кроме того, полностью «переключиться» на взыскание долгов исключительно в сфере ЖКХ те участники коллекторского рынка, которые до сего момента специализировались в основном на банковских кредитах, не смогут. Поскольку есть необходимость исполнять имеющиеся с кредитными организациями контракты, многие из которых были заключены на длительный срок по итогам различных тендеров.

Кроме того, на данный момент не ясно, насколько негативно будет то влияние, которое окажет новый закон на эффективность взыскания банковских кредитов. Все же на выполнение заемщиками платежей влияет не сколько меняющееся законодательство, сколько наличие или отсутствие у них возможности платить.

Арзубов Георгий (Исполнительный директор ООО "Русдолгнадзор")

По Вашему мнению, выгодно ли коллекторским агентствам «переключаться» на работу с коммунальной задолженностью?

Политика обработки портфеля с лицами, имеющими задолженность по ЖКХ отлична от политики обработки портфелей с займами и кредитами. Так же разнится ставка агентского вознаграждения и стоимость взыскания. Являясь агентством полного цикла (soft, hard, legal) в большинстве мы заинтересованы в выкупе долговых обязательств. Да, несомненно, долги ЖКХ позволяют обрабатывать реестр без ограничений количества звонков и визитов, но хочу заметить, что при грамотной постановке бизнес процесса и наличии профессиональных специалистов, установленного законодательством количественной меры взаимодействия с должником достаточно для эффективной работы. Методология работы Русдолгнадзор направлена на эффективность переговоров, а не на частоту «напоминаний о долге». Как показывает конъюнктура взыскания последних лет, жесткие переговоры не дают такой эффективности, как грамотные. Мы выступаем в большинстве, как финансовые консультанты. Что касается вопроса о «переключении» на обработку портфелей по долгам ЖКХ и вопроса маржинальной работы по данным договорам – это напрямую зависит от методов, структуры и политики обработки портфелей каждого агентства в частности.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также