Банк России не идет на уступки в вопросе продления переходного периода для МФО


Указание ЦБ, касающееся резервов МФО по просроченным кредитам, должно быть выполнено в срок – до конца 2017 года. Банк России не пошел на уступки участникам рынка в вопросе продления переходного периода до 2019 года.

На прошлой неделе предложение об отсрочке стало темой обсуждения на заседании экспертного совета по МФО при ЦБ, пишут «Ведомости». Компании просили регулятора отсрочить повышение требований по резервам. В указании сказано, что МФО обязаны сформировать 100% резерв по возможным потерям от просроченных кредитов (просрочка свыше 90 дней). В то же время на них остается обязанность начислять резервы ежеквартально по каждому типу займов, учитывая их размер.

Банк России уже делал поблажки участникам рынка, установив переходный период с 2014 по 2017 гг. За этот период МФО удалось нарастить портфель займов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Зиберт Юлия (Руководитель проекта "Микрокредиты России")

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для продления переходного периода по резервам для МФО?

Сам механизм резервирования оказывает благоприятное воздействие на микрофинансовую отрасль, ведь это помогает оценивать качество кредитного портфеля МФО, отображать более реальный уровень капитализации компании. Это делает рынок прозрачнее для регулятора, для инвесторов. У МФК и МКК есть возможность снизить налоговые выплаты. Раньше МФО выдавала заем и начисляла по нему проценты, даже если платежи по ним не поступали, и обязаны были платить налоги с несуществующих доходов (недополученных процентов). При этом компаниям хотелось бы продлить переходный период, "растянуть" переход на 100% резервирование на более долгий срок. Ведь к концу года у ряда игроков появится необходимость вместе с резервированием увеличивать пропорционально размер капитала, а это не всем под силу. Бизнес становится затратным. Регуляторная нагрузка увеличивается. Но....МФО предполагают, а ЦБ располагает. Регулятор уже высказался по этому поводу. Насколько я в курсе, на просьбу продлить срок перехода прозвучал ответ "нет". Поэтому МФО должны смириться с тем, что к концу 2017 года они должны сформировать 100% резервы по портфелю просроченных займов.

Официальный представитель (представитель СРО "Единство")

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для продления переходного периода по резервам для МФО?

Формирование резервов проводится поэтапно: 31 декабря 2014 года микрофинансовые организации сформировали резервы в размере не менее 5 %, 31 декабря 2015 года - в размере не менее 30 %. К концу 2016 года все МФО удвоили размер сформированных резервов до 60%.

Участники микрофинансового рынка обратились к регулятору с просьбой об отсрочке при выполнении следующего этапа до 2019 года, но получили отказ. Вопрос рассматривался 14 июня 2017 года на заседании экспертного совета при Банке России.

Поэтому к концу 2017 года нормативы придется выполнять в полном объеме. Создание требуемых регулятором резервов почти на две трети покроет портфель непогашенных долгов, а это большие суммы. Поэтому микрофинансистам придется пропорционально увеличивать капитал и далеко не все игроки смогут это сделать. По мнению экспертов, ряд компаний потеряют номер в реестре. В группе риска МФО с высокой долей просрочки.

Зорабов Сергей (Заместитель директора, ООО МКК "АКТИВКАПИТАЛ" (БЛИЦЗАЙМ))

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для продления переходного периода по резервам для МФО?

На наш взгляд, разделение рынка на МКК и МФК обязательно должно было привести к ужесточению требований к МФК, приближению их обязательных нормативов к банковским.

Это очевидный шаг Регулятора - ведь Микрофинансовые компании могут привлекать средства физических лиц, и повышение их ответственности перед кредиторами отнюдь не лишний шаг.

Тем более сомнительным выглядит такое ограничение для МКК - компания, оперирующая собственными средствами, теоретически, должна сама определять свою рисковую политику, сама принимать решения и отвечать по ним. Для МКК подобное ограничение выглядит как очевидное ущемление их прав на осуществление предпринимательской деятельности.

Однако мы не склонны драматизировать ситуацию - хочется надеяться, что деятельность регулятора на финансовом рынке очевидно носит эволюционный характер, и ненужные ограничения со временем уйдут.

Разумеется, свою роль играет и пристальное внимание публичных политиков в предвыборный период к нашему рынку, носящий, к счастью, очевидно временный характер.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также