Россияне жалуются на безналичную «дискриминацию» при оплате товаров и услуг

16 ноября в 15:38 Бизнес 2 1003 Иван Тихонов

Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович проанализировал экономическую ситуацию в РФ и сделал вывод, что объем «серой» экономики за 3 года увеличился на 5 п.п., и на данный момент он составляет 22-23%. Рост «теневого» сектора, в частности, обусловлен отказом малого бизнеса проводить операции по продаже товаров и услуг посредством банковских карт.

Россияне стали чаще жаловаться на отказ принимать банковские карты в ресторанах, магазинах электроники и салонах красоты, ссылаясь на временную поломку терминалов. Вместо карт бизнесмены просят рассчитываться наличными. Эксперты полагают, что таким образом бизнес - львиная доля приходится на розничную торговлю и сферу услуг, по словам г-на Остапковича, - уходит от налогов, ввиду высокой фискальной нагрузки и высокой комиссии по эквайрингу. Так, комиссия за перевод денег обходится в 1.6-2% от суммы среднего чека.

В то же время в Роспотребнадзоре указывают на то, что граждане все еще неохотно жалуются на «дискриминацию» при оплате товаров и услуг, пишут «Известия».

Эксперты добавляют, что, например, предприятиям общепита удобен расчет наличными, поскольку оперативное получение средств означает оперативную закупку продуктов. Процесс вывода средств со счета в банке довольно длительный, да и поступление денег на счет – признак увеличения официальной выручки, и, как результат – увеличение налогов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Лежнин Сергей (Председатель комитета «Инноваций, инвестиций и финансовых инструментов» Межрегионального профсоюза предпринимателей «ДЕЛО»)

По Вашему мнению, какие еще факторы, кроме озвученных выше, заставляют бизнес отказываться от банковских карт? Что поможет изменить ситуацию?

Вызывают непонимание сами термины, применяемые по отношению к малому бизнесу - "теневой сектор", "львиная доля". По заявлениям Счётной палаты каждый год вскрываются растраты в госкорпорациях и системообразующих компаниях на десятки и сотни миллиардов рублей. Именно это настоящая "теневая экономика" и истинная "львиная доля".

Не стоит делать из малого бизнеса пугало. В малом бизнесе работает те, кто сами создают рабочие места, кто день за днём делает нашу жизнь приятной и комфортной. Они, в большинстве своём, работают не нормировано, без гарантий и защиты, платят налоги, всевозможные сборы и комиссии. А за это их же еще и называют "серой экономикой".

Основным фактором формирования тренда на так называемый «уход в тень» является поведение государства в лице его органов, Здесь уместно вспомнить о том, как налоговые, особенно активно, чинят административный произвол в отношении малого и среднего бизнеса: незаконно отказывают в принятии отчётности, доначисляют штрафы и пени, вместо 10 дней проводят заявления о зачете переплат в течении года, блокируют счета компаний даже за 30 рублей недоимок, что также ведёт к косвенным задержкам выплаты зарплаты. Особо отличается в этом вопросе Нацбанк РФ через банковские структуры, своими придирками к компаниям - это также внушает дополнительные опасения как населения, так и предпринимателей к безналичным, в том числе, карточным расчётам. Прокуратура на такие действия государственных и банковских структур смотрит "сквозь пальцы" - достаточно ознакомиться с сайтом прокуратуры по Москве или отчётом коллегии за 2017 или половину 2018 года. А этот затянувшийся цирк с "закрытием" банков. В любой момент даже банк из первой двадцатки может прекратить проведение операций. Да, деньги вернут через какое-то время. Но нужно опять куда-то ходить, тратить время, нервы, деньги (которые кстати никто не компенсирует). Поэтому.

С другой стороны, стоит обратить внимание на поведение государства - как главного фактора, регулирующего потребительские настроения именно населения. Государство последовательно нагнетает истерию всё большего фискального давления и слежения за доходами и расходами населения. Достаточно вспомнить угрозы отслеживания переводов по картам (а кое-где уже и отслеживается), закон о самозанятых, и административный произвол налоговых органов по всевозможным доначислениям, которые обычным гражданам особенно проблематично оспаривать.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Лежнин Сергей    16 ноября в 17:21

стоит обратить внимание на поведение банков - как основного элемента функционирования карточной системы. Например работа процессинговой сети далека от хорошей, до 20% банкоматов перманентно неисправны (за примером далеко ходить не надо - Сбербанк на Киевской (около Макдональдса) - из 4 банкоматов вчера веером работал 1. 2 не работали вообще, один работал только на сервисные функции ни снять деньги ни положить. И это в центре Москвы. В ТЦ Европейском к банкоматам Сбербанка выстраиваются очереди.
Еще один пример - административный произвол банков в отношении держателей карт:
- необоснованные блокировки карт с требованиям представлять какие-то документы за третьих лиц;
- списание различных "страховок" и комиссий - основание списание которых по выписке мало понятно - надо опять же звонить в банк тратить время на разбирательства;
- двойные списания снятой с карты суммы денег - особенно если на карте хранится относительно большая сумма - опять же, надо не только звонить но ещё и писать ,а иногда и ходить в банк. Есть ещё много хитростей с тарифами... Человек проще снять всю пришедшую сумму и знать, что вот она в кармане и никуда не денется.
Да и уровень связь с карточными терминалами - также оставляет желать лучшего... И если в Москве это ещё как-то решается - то даже прокатишись по Киевсккой трассы, например, до Калуги, выясниться, что на многих заправках попросту нет связи терминалов с банками. Вспомни про общую нестабильность банковской системы...

Читайте также