Повышение производительности труда оценили в 29 млрд рублей

29 июня 2017 г. Бизнес 3 1490 Иван Тихонов

Программа по повышению производительности труда в РФ, разработанная Минэкономразвития, потребует 29 млрд рублей. Именно такую сумму в ведомстве планируют потратить до 2020 года на реализацию проекта. Кроме этого, выделенная сумма будет направлена на поддержку тех, кто попадет под сокращение.

Согласно программе МЭР, средние компании в регионах с выручкой до 30 млрд рублей смогут нанять консультантов по повышению производительности, которые проведут анализ и разработают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Среди консультантов будут аудиторские компании из «большой четверки»: KPMG, Pwc, Deloitte и Ernst&Yang, пишут «Ведомости».

В МЭР предполагают, что уже в текущем году в проект будут вовлечены пять регионов, а в 2018-2019 гг. – по десять регионов. Больше всего средств, считают эксперты, будет потрачено на поддержку тех, кого в процессе улучшения эффективности уволят. Программа предусматривает следующий сценарий: работодателям, которые наймут на работу уволенных сотрудников с других предприятий (отобранных аудиторами), будут полагаться налоговые преференции. В то же время сотрудников, подлежащих увольнению, будут не увольнять, а переводить на новые предприятия.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Валинуров Ильгиз (Директор, Корпорация Кадровых Агентств Business Connection)

Как Вы оцениваете программу МЭР по повышению производительности труда? По Вашему мнению, достаточно ли 29 млрд рублей для эффективной реализации проекта?

Сама по себе инициатива повышения производительности труда - правильный, экономически целесообразный шаг.

Только вопрос пока больше чем ответов. Логика проекта непонятна. Производительность труда определяется уровнем квалификации руководителей и их подчиненных. А так же технической оснащенностью предприятий.

А в программе из конкретики только то, что уволенных сотрудников будут нанимать в другие компании и для этого хотят привлечь самых дорогих в мире консультантов. То есть «большую четверку».

И сегодня каждый день увольняют сотрудников. И другие работодатели их нанимают самостоятельно и при помощи кадровых агентств. И все эти кандидаты проходят конкурсный отбор.

В чем программа-то? В том, что бы трудоустроить тех, кто был уволен из других компаний за плохие результаты? То есть, это как подачка нищим в метро. Большинство подобных «нищих» работоспособны, но не хотят работать, во-первых.

А во—вторых, понимают, что подачка - это более легкие деньги.

Пока инициатива по повышению производительности больше похожа на подачку для тех, кто плохо работает или не хочет работать вообще.

Чепуренко Александр (Президент НИСИПП, Д.э.н.)

Как Вы оцениваете программу МЭР по повышению производительности труда? По Вашему мнению, достаточно ли 29 млрд рублей для эффективной реализации проекта?

Программа МЭР по повышению производительности труда – классический пример создания оазисов в пустыне. Создание бенчмарков в регионах – вещь безусловно полезная, но общехозяйственная отдача от нее возможна только в условиях системных изменений в логике хозяйственного развития всей страны. Потому что на закрытом от ветров конкуренции рынке, где господствуют государственные и полугосударственные монополии, экономические результаты компаний зависят не столько от производительности труда, сколько от курса рубля и от навыков владельцев и менеджмента по встраиванию в государственные мегапроекты.

Много или мало 29 млрд. рублей для запуска проекта, оценить трудно. Очень может быть, этого достаточно, но вопрос ведь не том, чтобы запустить очередной пилотный проект, а в том, чтобы он тиражировался – не по указке властей, а в силу внутренней потребности самих компаний.

Хачатурян Михаил (Доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций, к.э.н. )

Как Вы оцениваете программу МЭР по повышению производительности труда? По Вашему мнению, достаточно ли 29 млрд рублей для эффективной реализации проекта?

Проблема повышения производительности труда, является одной из насущных для отечественной экономики уже не первый год и даже десятилетие. Однако, четкого решения у этой проблемы пока не прослеживалось. Дело все больше сводилось к обсуждению идей и откладыванию решения на потом, что, учитывая высокие цены на углеводороды, было до определенного времени простым и действенным способом. В условиях, же низких цен на сырьевые товары, вопрос производительности труда встает все острее, а его решение все более актуальным. Программа, предлагаемая МЭР, может считаться весьма прогрессивной, особенно в части предотвращения всплеска безработицы. Важно помнить, только, что с реализацией даже самых прогрессивных программ у российских чиновников возникают значительные сложности. Очевидно, что наиболее эффективной данная программа будет в реализации кратко- и среднесрочных мер, так как на них вероятнее всего и уйдет максимальное количество из выделяемых государственных средств. Вторым важным проблемным местом программы я бы назвал разработку долгосрочных мер по стимулированию производительности труда, так как в этом случае, как сказано в программе, фирмы будут становиться в очередь к институтам развития за получением финансирования, а, следовательно, реализация мер будет двигаться вправо по графику и скорее всего, когда дело дойдет до финансирования эти меры уже, окажутся малоэффективными, так как не будут отвечать реалиям того периода, в который они будут реализовываться. В результате в кратко- и среднесрочной перспективе добиться определенного повышения производительности труда получится, а вот в долгосрочной перспективе получение максимальной эффективности от реализации программы сомнительно. Говоря о достаточности объемов финансирования программы в 29 млрд. руб., следует отметить, что для решения кратко- и среднесрочных задач повышения производительности труда этих средств достаточно, но в долгосрочной перспективе, потребуются дополнительные затраты государственных средств, в том числе и на переработку состава предлагаемых в программе мер.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также