Бизнес будет иметь возможность занимать у МФО больше


Министерство экономического развития РФ согласилось с инициативой рынка повысить наибольший размер микрокредита для бизнеса с 3 до 5 миллионов рублей. Одновременно предложено повысить до такой же суммы и величину займа по государственной программе «6,5%». Об этом стало известно из предварительного проекта закона регулятора, пояснительной записки и письма «Опоры России» в ГД о потребности одобрения данного предложения, сообщают «Известия».

Главным мотивом появления инициативы стала невозможность для малого бизнеса взять займ в банке, который зачастую предъявляет к нему неисполнимые требования. Вместе с тем получая займы в МФО, предприниматели должны оплачивать и более высокие проценты.

Проект закона Минэкономразвития был создан в связи с обращениями представителей бизнеса и глав субъектов. Изменения регулятор предлагает внести в закон «О микрофинансовой деятельности». Они предполагают 3 пункта: МСП на областном уровне, также ежегодный аудит областных гарантийных компаний и консолидацию в реестре «Корпорации МСП» всех институтов поддержки бизнеса.

Повышение предельного размера микрозайма даст возможность расширить доступность финансовых средств для субъектов МСП, что повлечет за собой формирование новых рабочих мест, модернизацию имеющихся производственных мощностей.

Помимо прочего, в проекте закона содержится предложение о повышение лимита в пределах проекта «6,5%» (при котором бизнес сможет получить займ под льготный процент) также до 5 миллионов.

Наибольший размер микрозайма был указан на уровне 3 млн в позапрошлом году. Такая величина микрокредита не всегда позволяет предпринимателю развивать бизнес и начинать новые проекты, особенно в производственной области, отмечает глава общественной организации по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

Он объяснил, что предполагаемые поправки предоставят возможность сформировать непрерывную линейку кредитных товаров для МСП. Банковские займы в настоящее время, чаще всего, начинаются от 5 млн рублей, а МФО кредитуют до 3 млн. Так, у бизнеса выпадает существенный диапазон, займ в котором взять в целом-то не у кого.

Ставка займа, по которой микрофинансовые учреждения выдают средства малому бизнесу, достигает на сегодняшний день в среднем 36-60% годовых, уточняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он придерживается мнения, что малому бизнесу микрозаймы в больших суммах невыгодны.

Следовательно, кредитные организации для малого и среднего бизнеса – это все же главный ресурс финансирования. Процентная ставка в банковских учреждениях в несколько раз ниже, нежели в МФО, и начинается от 15% годовых, заявил Сигал. При этом, он полагает, что банкам в настоящее время прибыльно наращивать портфель кредитования малого и среднего бизнеса, так как крупные заемщики уже поделены.

Таким образом, организациям нередко не остается ничего иного, как обратиться за нужной суммой в МФО, специализирующей на выдаче кредитов юрлицам.

По результатам прошедшего года размер общих выдач микрокредитов на развитие бизнеса достиг 24,1 млрд рублей, повысившись за год на 7,8%. Суммарное число заемщиков не превышает 34 тысячи, на 1 клиента в среднем отводится 1,29 кредита. Вместе с тем в среднем величина ссуды не превышает 1 млн рублей, потому что увеличение лимита до 5 млн рублей будет актуально для относительно небольшой части клиентов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Зиберт Юлия (Руководитель проекта "Микрокредиты России")

Как Вы оцениваете инициативу об увеличении предельного размера микрозайма для малого бизнеса?

- Положительно оцениваю. МФО предпринимательского финансирования - отдельный сегмент рынка микрофинансов, который помогает микропредприятиям держаться на плаву. Если среди этих фирм есть желающие получить кредит в 5 млн, а в банках отказывают, то почему бы не разрешить МФО занять эту нишу. Правда, остается открытым вопрос, будет ли много таких желающих. НАФИ в феврале 2017 года провели исследование и выяснили, что около 70% компаний за последний год не обращались за кредитами, предпочитая развиваться на собственные средства. (Кстати, 32% получили отказы в банках). Так вот причина даже не отсутствие получить деньги, а убеждение, что нужно жить по средствам. Предприниматели рассматривают бизнес, как возможность получать стабильный доход, а не как инвестицию. Не как проект, который можно вырастить, а затем выгодно продать. Рисковать этой стабильностью «малыши» не хотят. Поэтому повышение финансовой доступности – это хорошо, но это не означает, что завтра все микропредприятия обратятся в МФО за суммой в 5 млн рублей.

Хайруллина Айгуль (Директор СРО МФО "Единство")

Как Вы оцениваете инициативу об увеличении предельного размера микрозайма для малого бизнеса?

- Когда мы говорим о развитии малого бизнеса, стоит определиться с понятиями. У банков и МФО разные представления о величине бизнеса. Что для МФО огромное предприятие, то для банка – мелочь. Даже у каждой кредитной организации своя «разбивка» на малых, средних и крупных. Крупные клиенты в глазах региональных банков часто рассматриваются федеральными банками, как средние. В одном известном федеральном банке (не будем называть имен) клиенты-юрлица с выручкой от 300 миллионов рублей считаются «малышами». Когда мы говорим о займах для малого и среднего бизнеса в МФО, нужно понимать, что речь не о корпорациях, больших предприятиях, модернизации и внедрении современных технологий, а о покупке еще одной «Газели» для грузоперевозок, организации еще одной «точки» по продаже овощей и фруктов на рынке. МФО обслуживают сегмент микробизнеса. Они помогают самозанятым гражданам, небольшим торговым предприятиям, реже – фирмам, которые что-то реально производят. В МФО такие предприятия могут занять до 3 млн. рублей. Здесь они приводят в порядок отчетность, формируют кредитную историю предприятия. Когда они «подрастают», то идут в банки за суммами покрупнее. Но банки зачастую хотят выдать гораздо большую сумму (от 5-7 миллионов рублей), требуют активы в виде недвижимости. Увеличение суммы бизнес-микрозайма поможет именно таким предпринимателям, которым удалось вырасти и при этом в банке им отказывают. Это повысит финансовую доступность для части заемщиков. Но думать, что увеличение суммы кредита в МФО «сделает погоду» в плане развития предпринимательства - не стоит. Большинство клиентов МФО, как уже было сказано, берут небольшие суммы, покрывают ими кассовые разрывы, или тратят на покупку техники и транспорта. И им, по сути, хватает лимита в 3 миллиона. Модернизация производств на деньги МФО… звучит несколько пафосно. На мой взгляд, дело зачастую не в том, что предпринимателям недоступны кредитные средства, а в получении заказов, уровне налогов, платежеспособности граждан, которые смогли бы оплатить товары и услуги. И это уже не в компетенции МФО или банков.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также