Россия получила «серебро» за экономический прогресс

24 января 2018 г. Экономика 5 2120 Иван Тихонов

В рамках проведения Всемирного экономического форума (ВЭФ), был представлен рейтинг мировых экономик по индексу инклюзивного развития. Список пополнили 103 государства, а места распределены по оценкам одиннадцати показателей в области экономического прогресса.

Согласно рейтингу, Россия получила «серебро» за экономический прогресс среди стран с формирующейся рыночной экономикой. «Золото» в данном блоке досталось Турции. Среди стран БРИКС РФ по индексу инклюзивного развития занимает 19-ю строчку, оставив позади КНР, ЮАР, Индию и Бразилию, пишут Банки.ру.

Государством с самой развитой экономикой в мире в текущем году стала Норвегия. Первую десятку также пополнили такие страны, как Исландия, Нидерланды, Ирландия, Швейцария, Дания, Швеция, Люксембург и Австрия. Европейскую гегемонию разбавила Австралия.

Блок государств с развивающейся экономикой возглавляет Литва; за ней следуют Венгрия, Латвия, Польша и Хорватия. Замыкает десятку Румыния.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Богданов Олег (Главный аналитик «Телетрейд Групп»)

По Вашему мнению, есть ли потенциал у РФ для значительного улучшения показателей инклюзивного развития?

Надо сказать, что во всех списках оценок по индексу инклюзивного развития Россия выглядит очень достойно. Очевидны плюсы нашей экономики - это очень низкий государственный долг, положительный торговый баланс, высокий уровень занятости, некоторое увеличение рождаемости и продолжительности жизни. Но так же очевидны и заметные минусы - невысокие темпы роста экономики, падение реальных доходов населения. Если в ближайшие годы Правительству удастся в этих компонентах улучшить ситуацию, то и в рейтинге инклюзивного развития Россия займет более высокое место.

Шибанов Олег (Доцент финансов РЭШ, заместитель первого проректора по прикладным программам)

По Вашему мнению, есть ли потенциал у РФ для значительного улучшения показателей инклюзивного развития?

С точки зрения "инклюзивности" рейтинги пока довольно молоды. Эта тема стала сильно заботить международные организации в 2010х, поэтому методология находится на относительно начальном этапе развития. Например, рейтинг ВЭФ считается с 2017 года.

Для России "болевыми точками" в этом рейтинге являются существенное неравенство распределения богатства, ухудшение этого неравенства с предыдущего рейтинга, а также большие выбросы углекислого газа на единицу ВВП. Поэтому шансы улучшить положение в рейтинге вполне реалистичны - более того, выбросы уже снижаются.

Но я довольно скептично отношусь к некоторым подсчётам в рамках рейтинга ВЭФ. Например, не учитывается доступ к финансовым услугам и развитость цифрового и мобильного банкинга, который в России превосходит многие зарубежные аналоги и является важной мерой инклюзивности. Некоторые показатели, как ВВП на душу населения, можно было бы брать с учётом более низких российских цен (так называемый Паритет Покупательной Способности). Выбросы углекислого газа - по сути, не локальная, а мировая проблема в связи с глобальным потеплением. В итоге, качество рейтинга пока вызывает сомнения, хотя и хорошо, что Россия в нем относительно высоко.

Лебединская Ольга (Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова)

По Вашему мнению, есть ли потенциал у РФ для значительного улучшения показателей инклюзивного развития?

В настоящее время разрыв между бедными и богатыми увеличивается повсеместно. Например, в странах ОЭСР он наибольший за последние 30 лет. Усиливается концентрация богатых, технологически насыщенных стран, а, с другой стороны, растет число стран, для которых характерны низкий уровень жизни населения, бедность, отсутствие технического прогресса. К числу мер, предлагаемых для решения вышеописанных проблем, относится получившая широкую известность за рубежом концепция инклюзивного устойчивого роста.

Задача индекса инклюзивного развития - Inclusive Development Index, IDI, – оценить, насколько эффективно богатство в стране повышает уровень жизни и способствует росту равенства населения. И в тоже время, сегодня не существует единого определения понятия «инклюзивный рост». Так ВЭБ делает акцент в данном определении на продуктивной занятости для всех групп населения, включая женщин, больше, нежели на распределении доходов. Европейская комиссия при подготовке стратегии «Европа 2020» обозначает, что инклюзивный рост включает в себя: полное использование трудового потенциала, снижение бедности и ее последствий, развитие социальной вовлеченности, устранение региональных диспропорций.

Несмотря на достаточно высокий уровень данного показателя среди стран с формирующейся рыночной экономикой, разрыв с ведущими странами очень велик. Понятно, что мы существенно отстаем по группе показателей, связанных с доходом, однако по прочим показателям (среднее число лет обучения (для молодого и взрослого населения; уровень младенческой смертности; занятость; эластичность общей численности занятых к ВВП (эластичность занятости) потенциал для сокращения такого разрыва есть.

Коренев Алексей (Аналитик ГК "ФИНАМ")

По Вашему мнению, есть ли потенциал у РФ для значительного улучшения показателей инклюзивного развития?

Индекс инклюзивного развития не дает абсолютно достоверных сведений о реальном уровне жизни граждан и степени развития того или иного государства в силу национальных, географических, конфессиональных и прочих особенностей. В силу того, что в разных странах не только присутствуют совершенно разнообразные предпочтения и условный вес, можно сказать – значимость, тех или иных показателей из имеющихся одиннадцати для каждой из исследуемых стран различен, но и потому, что размеры государств, зависимость качества жизни от развитости инфраструктуры, климатические особенности сами по себе неизбежно влияют на весомость того или иного индикатора в общей картине «довольства жизнью». Тем не менее, индекс инклюзивного развития более достоверно отражает уровень жизни, нежели темпы роста ВВП, так как последний индикатор в силу особенностей учета объемов производимого национального продукта и услуг, может содержать в себе параметры, никакого влияния на реальный уровень жизни в государстве не оказывающие.

Что касается России, то оснований для какого-то взрывного роста и стремительного изменения факторов, влияющих на качество жизни граждан, как и на окончательный индекс инклюзивного развития, конечно нет. При благоприятном развитии событий и успешном развитии экономики в ближайшие годы, у страны есть потенциал для того, чтобы поступательно двигаться наверх в этом рейтинге. Однако, не следует забывать, что остальные государства тоже не стоят на месте. Так что соревноваться, если это можно назвать соревнованием, нам придется со странами, многие из которых также прилагают значительные усилия для ускоренного развития национальных экономик и повышения уровня жизни населения. Позиция России, занимающей второе место в группе стран с «формирующейся рыночной экономикой», весьма почетна. Однако, не следует забывать, что речь идет даже не о группе с «развивающейся экономикой», а пока лишь о группе с «формирующейся экономикой». Так что даже если удастся показать хороший результат в пределах своей группы, то до реально высоких показателей уровня жизни нам предстоит пройти еще довольно длинный пусть.

Ермолаев Сергей (к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова, соавтор и редактор книги «Феномен ресурсного проклятия в экономическом развитии»)

По Вашему мнению, есть ли потенциал у РФ для значительного улучшения показателей инклюзивного развития?

Несомненно, у России есть потенциал для значительного улучшения показателей инклюзивного развития. Напомним, что в соответствии с методикой ВЭФ (Всемирного экономического форума), эти показатели подразделяются на 3 группы: 1. Рост и развитие (1.1.ВВП на душу населения, 1.2.производительность труда, 1.3. уровень занятости, 1.4. продолжительность (здоровой) жизни); 2. Инклюзивность (2.1. Медианный доход домохозяйств, 2.2. Индекс Джини по доходам, 2.3. Индекс Джини по богатству, 2.4. Уровень бедности); 3. Межпоколенческое равенство и устойчивость (3.1. Скорректированные чистые сбережения, 3.2. Соотношение незанятых к занятым, 3.3. Отношение гос.долга к ВВП, 3.4. Выбросы углерода на 1 доллар ВВП). Наибольший потенциал улучшения есть по группам 2 и 3, в особенности по показателям 2.3 (за счет более равномерного богатства среди населения) и 3.4 (за счет программ энергосбережения и развития "чистой" энергетики). Также есть существенный потенциал улучшения индекса 2.2 (возможно, за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения), 1.4 (россияне могли бы жить гораздо дольше даже при их нынешнем уровне доходов), 3.1 (но здесь улучшений можно добиться, лишь существенно увеличив доходы населения).

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также