Что мешает российской экономике развиваться?

27 февраля в 12:55 Экономика 5 3992 Иван Тихонов

Агентство Moody’s Investors Service опубликовало тематический доклад, основной темой которого являются риски для развития отечественной экономики в среднесрочной перспективе. Согласно мнению аналитиков, основные препятствия для роста инвестиций и производительности в России – преобладание госсектора и отток капитала.

Так, эксперты Moody’s Investors Service подсчитали, что доля госсектора в экономике РФ сегодня составляет 40-50%. Доминирование государства зафиксировано во многих отраслях, включая добычу полезных ископаемых, производство оборудования, коммунальное хозяйство и финансы; это создает условия неравенства для ведения бизнеса. Особенно ощутимы риски для ИТ-отрасли, где вмешательство государства «угрожает жизнеспособности ИТ-сектора».

Тем временем, аналитики Moody’s называют отток капитала главным внешним риском развития российской экономики. Наибольший отток капитала пришелся на четвертый квартал 2014 года; но в 2018 году он вновь начал ускоряться. Иностранные инвесторы, наряду с местными, избавляются от активов и российского рубля, страхуя себя от внешних шоков. Эксперты агентства не видят предпосылок для повторения сценария 2014 года и достижения пикового оттока капитала из РФ. Впрочем, введение новых санкций и геополитическая напряженность могут поставить под угрозу стабильность отечественного финансового сектора.

В Moody’s полагают, что проводимая пенсионная реформа позволит стабилизировать число трудоспособного населения, а приток мигрантов из Украины и Средней Азии смягчит дефицит рабочей силы из-за перетока населения.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Романова Марианна (К.э.н., доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им.Г.В.Плеханова)

Как Вы оцениваете риски для российской экономики, озвученные в докладе Moody’s? Какие риски выделили бы Вы?

Риски, озвученные в докладе Moody’s, являются одними их ключевых. В последнее десятилетие наблюдается монополизация российской экономики, и рост доли государственного сектора. Это снижает конкуренцию и развитие предпринимательства в стране.

Введённые санкции оказали негативное влияние на экономическое развитие России, с одной стороны, но с другой стороны стали «толчком» для развития сельского хозяйства, внутреннего туризма, банковского сектора услуг и т.д. Российская экономика постепенно приспосабливается к санкционному положению, так как для прекращения санкций пока нет никаких объективных условий в ближайшей перспективе.

Отток капитала является риском для российской экономики. Объявленная «амнистия капиталов» не оправдала ожиданий ни властей, ни бизнесменов. Последние не торопятся возвращать свои капиталы в страну.

Демографическая ситуация оказывает влияние на экономический рост страны. За счет повышения пенсионного возраста и мигрантов риск нехватки трудоспособного населения может минимизироваться. Однако не надо забывать и о криминальной составляющей при наплыве мигрантов.

Следует добавить инфляционный риск, оказывающий негативное воздействие на экономику. Увеличение НДС, акцизов, тарифов ЖКХ, цен на топливо – всё это привело к росту инфляции, выросли цены на товары и услуги, обесценились накопления и доходы населения, активы предприятий.

Значительная доля теневой экономики является угрозой для российской экономической безопасности. Уход от налогов и сокращение налоговых поступлений в бюджет, схемы «отмывания» и «оттока» капитала, зарплаты в конвертах, сокращение официальной численности занятых и их переход в теневой сектор отрицательно влияют на экономику страны. В таких условиях растет коррупционный риск, а разовые показательные процессы по «борьбе с коррупцией» не приведут к его минимизации.

Кемхашвили Теймураз (Старший преподаватель кафедры "Теории менеджмента и бизнес-технологий", РЭУ имени Г.В. Плеханова)

Как Вы оцениваете риски для российской экономики, озвученные в докладе Moody’s? Какие риски выделили бы Вы?

Риски, освещенные в докладе Moody’s явно проявляются не первый год и с каждым годом все только усиливаются в негативном ключе по отношению к экономике России. Если бы верховенство закона имело место быть, то лояльность зарубежных инвесторов сказывалась на благополучии сограждан. Наблюдая картину как один за одним, зарубежные инвесторы минимизируя свой вложения в бизнес в России, а порой и совсем выводят, дает повод задуматься простому гражданину над заявленной стабилизации отечественной экономики. Главный показатель благосостояния для любого гражданина, это сколько он тратит на основные продукты питания. А как показывает простое сравнение цен за последний десятилетия – идет неуклонный рост цен в рублях.

Для самого бизнеса тоже очень важно иметь защиту в лице государства, но пока что защита проявляется в максимизации контроля государством самого бизнеса. В случай нежелании поддаваться к контролю государству, возникают барьеры у собственников бизнеса.

Подытоживая, можно сказать следующее. Риски всегда имеют место быть, а задача государства эти риски минимизировать, но пока на практике все иначе. В целом, чем меньше бюрократическая машина касается бизнеса, тем лучше для экономики страны в целом!

Новикова Екатерина (Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Как Вы оцениваете риски для российской экономики, озвученные в докладе Moody’s? Какие риски выделили бы Вы?

Геополитическая напряжённость в мире растёт с каждым годом, и в особенности начала себя проявлять после финансового кризиса 2008 года, когда стало очевидно, что существующая система все возрастающего потребления за счет выдачи все новых и новых займов и кредитов банковской системой рано или поздно даст трещину, и в этом случае вся мировая экономика окажется в очень тяжелой ситуации. За последние годы Россия стала по сути заложницей такой системы, предоставив свои рынки иностранным компаниям (прямые иностранные инвестиции), включая свои как природные, так и трудовые ресурсы. В связи с этим, до последнего времени о российской экономике можно было говорить как о ведомой другими рынками и странами, а не о ведущей экономике со своим растущим потенциалом с точки зрения экономического развития страны.
Для того, чтобы данная ситуация изменилась, потребуется достаточно много усилий, но и последствия предыдущей политики будут ощущаться ещё долгое время.

В связи с этим, выводы рейтингового агентства Moody's кажутся не совсем корректными, с некоторыми из них можно согласиться, как например с демографической ситуацией в стране, а с некоторыми можно и поспорить. Демографическая ситуация в странах с так называемой развитой экономикой выглядит одинаково: прирост населения за счёт мигрантов, включая и рабочую силу, что бесспорно даёт прирост населения, а значит и дополнительное количество потребителей, что неоднозначно сказывается на производительности труда, и в конечном итоге тормозит экономический рост той или иной страны.

Вместе с тем, снижение объёмов прямых иностранных инвестиций в Россию не всегда говорит о не привлекательности рынка. Привлечение инвестиций на строительство очередного завода иностранной компании не принесёт в российский бюджет требуемых средств, а наоборот будет "отвлекать" трудовые ресурсы на достаточно примитивный уровень производственного процесса, включая сборку и наладку поставляемой продукции. С учётом такой схемы у России не получится наладить производственный процесс с использованием новых технологий и инноваций, а также повышения производительности труда. Тогда встаёт вопрос, а не лучше ли вложить существующие резервы страны в инновационное развитие промышленного сектора, не прибегая к иностранным займам. В этом случае вопрос санкций против российских госбанков был бы частично снят с повестки дня, а рейтинговое агентство указывает на такого рода санкции как на дополнительную проблему для нашей страны.

Тем не менее, все перечисленные выше угрозы по развитию российской экономики носят частный характер, в отличие от общей проблемы не желания изменить всю систему взаимодействия экономических агентов в стране, а также выработки своих правил сотрудничества со странами-партнёрами. Без такого прорыва ситуация в экономике страны в ближайшее время не изменится, а основным вектором будет направление движения ведущих стран мира, что означает для России участие в мировой экономике в роли ведомого, а не лидера, задающего темп и правила игры.

Никольская Eлена (К.э.н., доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им.Г.В.Плеханова)

Что делается, чтобы минимизировать риски по стабилизации трудоспособного населения за счет мигрантов из Средней Азии, озвученные в докладе Moody’s? Какие мероприятия для этого необходимы? В условиях, когда во многих отраслях экономики наблюдался спад, трудовая миграция демонстрирует уверенный рост.

С 1 января 2015 г. на основании договора о Евразийском экономическом союзе, для стабилизации трудоспособного населения за счет мигрантов, были проведены серьезные изменения в миграционной сфере и сделаны некоторые прогнозы. Договор о ЕАЭС и сопутствующие ему документы включают целый ряд положений, направленных на обеспечение свободы передвижения внутри государств — членов ЕАЭС при осуществлении гражданами данных стран трудовой деятельности на территории другого государства — члена, а также для членов их семей.

В кратком виде эти нормы можно представить следующим образом:
1. Лица, желающие работать на территории другого государства ЕАЭС, и члены их семей могут находиться на территории другого государства без регистрации в течение 30 дней. В дальнейшем они регистрируются по месту пребывания на срок, определяемый действием трудового договора;
2. Граждане одного государства — члена ЕАЭС при пересечении границы другого государства — члена по загранпаспорту не заполняют миграционную карту в том случае, если срок их пребывания не превышает 30 дней. Отметка о пересечении границы ставится в загранпаспорт;
3. Гражданам государства — члена ЕАЭС не требуется оформлять разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории другого государства — члена. Трудовую деятельность они могут осуществлять на основании трудового или гражданско-правового договора;
4. На территории всех государств — членов ЕАЭС действует прямое признание дипломов и квалификаций, не требуется прохождение процедуры нострификации документов об образовании. Однако, трудящиеся претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве — члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства, а доходы иностранного гражданина государства — члена ЕАЭС на территории другого государства — члена облагаются налогом наравне с доходами граждан этой страны;
5. В трудовых отношениях учитывается трудовой (в том числе страховой) стаж для целей социального обеспечения;
6. Дети гражданина государства — члена ЕАЭС имеют право на посещение дошкольных учреждений в соответствии с законодательством принимающего государства;
7. Гражданам государства ЕАЭС и членам их семей на территории другого государства — члена оказывается скорая медицинская помощь в экстренной и неотложной форме бесплатно в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам этого государства, вне зависимости от наличия медицинского полиса.

Анализ данных статистики ФМС и Главного управления по вопросам миграции МВД России свидетельствуют о серьезном увеличении количества мигрантов из Кыргызстана и Армении, граждане которых поспешили воспользоваться льготами, предоставленными Договором о ЕАЭС. В то же время выходцы из других стран Центральной Азии также увеличили свое присутствие на российском рынке труда: это касается граждан Таджикистана, Узбекистана и Туркмении (хотя их число незначительно). Серьезно уменьшилось количество приезжих с Украины и из Беларуси. На прежнем уровне осталось количество иностранных граждан из Азербайджана, Грузии, Молдовы и Казахстана.

Многие мигранты из Узбекистана и Таджикистана (заняты в основном в сфере строительства, транспорта, обслуживания), вынужденные тратить значительные средства на оформление разрешительных документов, желают получить такие же льготы, как и трудовые мигранты из Кыргызстана и ждут, когда их страны присоединятся к ЕАЭС. Мониторинг граждан, поставленных на миграционный учет: Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Молдова, Беларусь, Украина, Грузия. Экономика многих стран находится в зависимости от трудовой миграции.Именно с помощью миграции большинство государств — членов ЕАЭС смогли смягчить серьезные последствия от спада в национальных экономиках, отчасти компенсировав потери доходов от экспорта сырья и товаров за счет денежных переводов мигрантов. По данным Центробанка лидером по росту переводов стал Казахстан — 43% (в 2018 г. получил 318 млн долл.), на втором месте Кыргызстан — 37,8% (1,083 млрд долл.), затем следует Таджикистан — 33,7% (1,278 млрд долл.), в Узбекистан переведено на 13,5% больше (2,37 млрд долл).
Данные тенденции отражают серьезные перемены, произошедшие в сфере трудовой миграции в рамках ЕАЭС за последние два года. Это обусловлено тем, что Российская Федерация остается главным центром притяжения мигрантов на постсоветском пространстве, поэтому изменения, происходящие в России, в том числе благодаря Договору о ЕАЭС, оказывают серьезное влияние на формирование миграционных потоков и способствуют стабилизации трудоспособного населения в нашей стране.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также