Росстат: доля МСП в экономике РФ сократилась до 20.2% по итогам 2018 года


Росстат обнародовал статистику по влиянию малого и среднего бизнеса на экономику РФ. Как выяснилось, доля МСП в экономике по итогам 2018 года сократилась до 20.2% с 22% ВВП в 2017 году (-1.8%). Объем ВВП в 2018 году в основных ценах оценивается в 93.6 трлн рублей, из которых 19 трлн рублей припало на малый бизнес.

Учитывая неутешительную статистику, перед правительством Михаила Мишустина стоит серьезная задача: увеличить долю МСП в экономике государства до 23.5% по итогам 2020 года, пишет РБК. Кроме этого, новому премьер-министру предстоит увеличить и другой целевой показатель: довести численность занятых в сегменте до 25 млн человек по итогам 2024 года, а также обеспечить долю малого и среднего бизнеса в несырьевом экспорте на уровне 10%.

Счетная палата в своем отчете о реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» указывает на то, что государственные меры поддержки сектора выполняются не полностью. Так, поручение президента России Владимира Путина по кредитованию МСП под 6.5% выполнено не было, а сам инструмент льготного кредитования и субсидирования не создан.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Сизова Юлия (РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент)

О необходимости увеличения доли МСП в экономике России говорится много и на протяжении длительного времени, в том числе и в большинстве концептуальных документов, посвященных стратегии социально-экономического развития РФ, начиная с 2000-х годов. Малый и средний бизнес рассматривается в качестве важного сектора укрепления национальной экономики, как на уровне регионов, так и в целом.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на основные проблемы, с которыми, по словам самих предпринимателей, сталкиваются представители малого и среднего бизнеса. Список возглавляют высокие налоги, на втором месте – недостаток финансирования для развития бизнеса, на третьем – высокий уровень конкурентной борьбы. Далее следуют: отсутствие государственной поддержки, недостаток высококвалифицированных кадров, бюрократия, коррупция и проблемы в работе с контрагентами (заказчиками, партнерами).
На основе данных того же Росстата, анализ динамики развития предпринимательской деятельности в России за последние 20 лет показывает, что несмотря на значительные усилия государства, количество субъектов малого и среднего бизнеса продолжает оставаться незначительным. Следовательно, недостаточно только правовой, финансовой, институциональной и организационной поддержки со стороны государства. На мой взгляд, одним из серьезных барьеров, на который наталкиваются все усилия в области развития малого и среднего бизнеса, является несформированность института национальной предпринимательской культуры. Более того, в обществе существуют определенные негативные стереотипы, в соответствии с которыми предприниматель не является тружеником, профессионалом, приносящим пользу обществу и вносящим вклад в развитие экономики, а напротив, преследующим лишь свои корыстные интересы. Важным фактором может стать доверительное отношение к предпринимательству со стороны органов государственной и региональной власти, органов местного самоуправления и трансформация созданной ими инфраструктуры поддержки предпринимательства, которая и будет способствовать развитию предпринимательской культуры. А ее развитие, в свою очередь, позволит благоприятно воздействовать на экономическую и инновационную активность хозяйствующего субъекта, его доходность, налоговую и социальную ответственность, профессиональные качества персонала, устойчивость, приведет к росту занятости в секторе МСП.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также