В Минфине считают бездефицитный бюджет вполне реальным


В рамках осенней встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов выразил предположение, что в 2019 году России удастся выйти на бездефицитный бюджет. Более того, уже в текущем году нехватка в госсмете может сократиться до 2% ВВП.

Изначально в Минфине прогнозировали, что по итогам 2017 года дефицит составит 3.2% ВВП. Впрочем, оптимизация расходов, а также улучшение собираемости доходов позволят сократить нехватку до 2%, передают слова министра в ТАСС.

Между тем, г-н Силуанов заявил, что уровень госдолга будет находиться на низком уровне и не превысит 20% ВВП. В то же время расчеты бюджета правительство и дальше намерено планировать при консервативной цене на нефть в 40 долларов США за баррель.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Лебединская Ольга (Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Достижимость указанных параметров зависит от выбора приоритетов дальнейшего развития: либо сделать ставку на новые технологии и человеческий капитал, либо сохранить за собой статус сырьевой державы. Первый вариант подтолкнет экономику к развитию, но увеличит дефицит госказны, а второй поможет стабильно стагнировать. С точки зрения дефицита бюджета «выгоднее» консервативный сценарий, "инновационный" может увеличить его величину до 4%.

Бюджетная политика, ориентированная на цену на нефть в 40 долларов за баррель, несмотря на то, что последняя устойчиво превышает этот уровень, приведет к сокращению расходов федерального бюджета в реальном выражении в 2018‐ 2019 годах. Основным источником финансирования дефицита будут выступать государственные внутренние заимствования Российской Федерации. Прогнозируется снижение объема Резервного фонда в 2017 году до 1 110,5 млрд рублей (1,3% ВВП) и полное его использование к 2018 году

В настоящее время можно выделить ряд принципиальных вопросов, от которых зависит «структурная» эффективность расходов бюджетной системы. Во-первых, отсутствие в настоящее время актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, что в свою очередь делает невозможным разработку долгосрочного бюджетного прогноза, содержащего оценку предельных объемов («потолков») расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ на период их действия. Следствием сложившейся практики являются: 1) постоянный пересмотр параметров государственных программ как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе; 2) нереалистичность параметров утвержденных государственных программ; 3) постоянно заявляемая потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Во-вторых, проблема сбалансированности распределения имеющихся бюджетных ресурсов между текущими (как правило, социальными, доля которых неуклонно растет ) расходами и расходами на развитие (инфраструктуру, образование, здравоохранение, поддержку инноваций). Так, доля расходов на пенсии и социальные выплаты увеличилась с 7,3% ВВП и 21% бюджета в 2000 году до 12,3% ВВП и 32% в 2015 году соответственно. В опубликованном Минфином Бюджете для граждан доля социальных расходов в 2017 году составит 31,4% от общего объема расходов, в 2018 году – 31,0% и в 2019 году – 31,6%

В-третьих, не решен вопрос с госзаказом. Оценка эффективности бюджетных расходов в настоящее время, как правило, производится после осуществления соответствующих расходов. Предварительная же оценка эффективности бюджетных расходов фактически отсутствует (за исключением, как правило, формальных финансово- экономических обоснований к проектам решений, предполагающих бюджетные расходы).

Кемхашвили Теймураз Александрович (Старший преподаватель кафедры "Инновационное предпринимательство" ИБМ-7 МГТУ им. Н.Э. Баумана)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Бездефицитный бюджет допустим, но маловероятен. Если правительство сумеет удержать грань между собираемостью налогов и социальными выплатами, то это будет уникально для российской экономики, переживающей посткризисный период в сочетании с санкциями и частичной изолированностью. Сейчас наблюдается тенденция введения дополнительных налогов и иных сборов, как с физических и с юридических лиц. Что может в свою очередь привести к уходу сограждан в серый сектор, а то и вообще, в черную зону экономки государства. На другой стороне социальная часть общества и работники бюджетной сферы. На текущий момент, как известно, правительство планирует поднимать социальные выплаты и заработную плату для бюджетных работников. Если учесть даже прогрессирующий уровень собираемости налогов, то бездефицитный бюджет возможен при оптимизации статей расходов в правительстве на уровне топ-управленцев.

Ермолаев Сергей (к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова, соавтор и редактор книги «Феномен ресурсного проклятия в экономическом развитии»)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Предпосылки для выхода на бездефицитный бюджет существуют: расходы бюджета очень жестко контролируются, доходы пока оказываются выше запланированных. Другой вопрос: хорошо ли это для экономики? Как известно, вопрос о допустимости и размере бюджетного дефицита - один из главных в макроэкономике с момента ее появления в 1930-е годы. С точки зрения кейнсианцев бюджетный дефицит не страшен, если он позволяет вытянуть экономику из рецессии (и если соблюдается целый ряд других условий, например, отсутствие высокой инфляции или даже инфляционных ожиданий, и наличие циклической безработицы). Но сейчас экономика формально уже не находится в рецессии и безработица очень невелика, поэтому - в соответствии со стандартной макроэкономической теорий - наше правительство ведет себя вполне адекватно. Вопрос, однако, в том, насколько эта стандартная теория адекватна нынешним реалиям. После кризиса 2008 года стало понятно, что не очень адекватна. Поэтому зачастую правительствам приходится экспериментировать. Российскому правительству тоже пора перестать быть "святее папы Римского" в вопросе ограничения инфляции и бюджетного дефицита, и озаботиться снижением огромного неравенства доходов. Именно оно стало сейчас главным тормозом экономического роста.

Коренев Алексей (Аналитик ГК "ФИНАМ")

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Когда экономисты строят прогнозы, они, даже самые опытные и умные, исходят из определенной статической модели развития внешних влияющих факторов. И винить их за это нельзя. Но именно поэтому они говорят про будущие показатели не «станут», а «могут стать». Мы же все понимаем, что цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./баррель,а могут вырасти выше 80-ти. Против России может быть введен новый пакет санкций, а могут быть отменены некоторые из действующих. И подобных допущений может быть множество. Воздействие любого из них может сдвинуть сроки достижения сбалансированного бюджета, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. С точки зрения математики все прогнозные параметры правильней было бы указывать с привязкой к вероятности того, что при запланированных условиях определенный параметр достигнет заявленного уровня. Но такой подход слишком сложен для большинства населения страны – не все ведь математики или хотя бы экономисты. И использовать специфические термины, обращаясь к масс-медиа, безусловно, было бы неправильно. Так что судить ведущих экономистов за фразу «бюджетный дефицит может достигнуть…» было бы неверным. Хотя сами мы все понимаем – может достигнуть, а может, и нет.

Несомненно, подход министров экономического блока, по сути, относящихся к умеренно-либеральной «школе Кудрина», не позволяет рассчитывать на рискованные стратегии, нацеленные на рост за счёт увеличения дефицита бюджета и отношения госдолга к ВВП. С другой стороны, закладка негативных сценариев в прогнозы повышает стабильность финансовой системы страны в целом и, если смотреть ретроспективно, позволила ей выдержать довольно неплохо период низких цен на нефть и введение санкций, а также дополнительные расходы, связанные с присоединением Крыма и войной в Сирии.

Но не стоит забывать, что расходные статьи не находятся в исключительном ведении министров экономического блока. И улучшение общей бюджетной ситуации за счёт внешних или внутренних факторов может быть стимулом для того, чтобы пересмотреть в сторону увеличения расходы – в частности, на оборону или на социальные нужды.

Шибанов Олег (Доцент финансов РЭШ, заместитель первого проректора по прикладным программам)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Да, конечно. В настоящее время бюджет уже вполне ясным образом сформирован на следующие три года, и если цены на нефть будут оставаться не ниже $40 за баррель, дефицит бюджета необязателен. Индексация расходов будет происходить по более низкой инфляции 2017, а собираемость доходов, если удастся получить дивиденды с госкомпаний, окажется выше текущего уровня.

Другой вопрос - как это повлияет на рост экономики. Вообще говоря, упорядочивание бюджета имеет два последствия - снижение спроса со стороны государства и получающих зарплату из бюджета, и с другой стороны потенциальный рост кредитного рейтинга страны. В настоящее время мы всё ещё ниже инвестиционного рейтинга, по мнению S&P и Moody's, а улучшение макроэкономической стабильности, включая обнуление дефицита бюджета, поможет принять рейтинговым агентствам нелегкое решение об улучшении нашего рейтинга. Поэтому в балансе такая строгость в расходах может улучшить рост в будущем.

Богданов Олег (Главный аналитик «Телетрейд Групп»)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

Да, для этого есть все возможности. При условии, что темпы роста ВВП в ближайшие годы не будут меньше 1 проц., а цены на нефть не опустятся ниже 40 долл. за барр (в среднем за год), то бездефицитный бюджет для России может стать реальностью. Есть еще одно условие - умеренные и эффективные расходы, которые не увеличивались бы из-за возникающих периодически различных масштабных планов. Надо сказать, что небольшой дефицит бюджета в нашей ситуации даже полезен. Госдолг очень маленький, а Минфину необходимо развивать рынок государственных облигаций, поддерживать его, для этого нужно проводить размещения облигаций в рамках привлечения дополнительных средств в бюджет. Поэтому, если экономическая ситуация в России приведет к исчезновению дефицита бюджета, то Правительству этот дефицит нужно будет придумать.

Зварич Богдан (Старший аналитик в Freedom finance)

По Вашему мнению, есть ли предпосылки для того, чтобы РФ вышла на бездефицитный бюджет в ближайшие годы?

На мой взгляд, пока единственной предпосылкой для снижения бюджетного дефицита являются высокие цены на нефть. На 2018, 2019 и 2020 года средние цены на нефть заложены ниже текущих уровней – в районе 42 – 43 долларов за баррель, что является консервативным сценарием. На наш взгляд, по крайней мере, в 2018 году средняя цена на нефть будет выше 50 долларов, в 2019 в районе 50 долларов. В такой ситуации доходная часть бюджета от нефтегазового сектора будет явно выше, чем заложенная в бюджет. Однако внешние факторы продолжают оставаться достаточно нестабильными – не исключено падение цен на нефть, а восстановление экономики выглядит шатким. В результате, для выхода на бездефицитный бюджет необходимо сокращать расходы и работать над эффективностью трат бюджетных средств.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также