Путин предложил новую модель подготовки специалистов

1 сентября 2014 г. Образование 4 12080 Гэу Андрей

Выступая, на встрече со студентами Северо-Восточного федерального университета, президент РФ Владимир Путин, обратился к ведущим российским м компаниям с предложением «инвестировать» в подготовку кадров.

По его словам, компании должны быть заинтересованы в том, чтобы на месте готовить молодых специалистов. Если бы все крупные компании, понимая роль и значение университета по подготовке кадров, выделили бы на это небольшие средства, такой эндаунтмент был бы достаточным для развития университета.

Глава государства выразил уверенность, что такие крупные компании, как «Газпром», «Алроса», «Сургутнефтегаз», должны быть заинтересованы в таком сотрудничестве.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Стасева Анастасия (Директор по развитию бизнеса, хедхантинговая компания «Агентство Контакт» (InterSearch Group Russia))

Как вы считаете, насколько оправданной и успешной могла бы стать такая модель «выращивания» кадров?

На мой взгляд, вопрос не столько в финансировании подобных образовательных фондов бизнесом, сколько в участии представителей компаний в формировании самих программ обучения. Проблема, с которой сталкиваются очень многие компании при найме молодых специалистов в настоящее время, связана во многом с тем, что вузы дают отличную общеобразовательную базу, а прикладные знания в программе обучения практически полностью отсутствуют. В итоге работодатели вынуждены создавать внутренние программы обучения для молодых специалистов, тратить на них дополнительные деньги, а главное время, получая совершенно «сырых» выпускников. Если средства, внесенные в образовательный фонд, будут использоваться только для улучшения материально-технической базы вуза, то главную задачу это не решит. Другое дело, если финансирование будет направлено на оплату участия ведущих экспертов отрасли в формировании программ обучения, на лекции, тренинги и семинары, проводимые именно успешными специалистами, прекрасно знающими, какие прикладные знания необходимо передать студентам для того, чтобы они были готовы приступить к работе сразу после того, как окончат вуз.

Торчинский Михаил (Управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman)

Инициативу Президента можно только приветствовать, хотя подобные призывы звучат, если не ошибаюсь, уже не первый раз.
Бизнес подходит к подобным проектам исключительно с прагматической точки зрения. У него должны быть гарантии того, что вложенные в образование студентов деньги будут возвращены и приумножены непосредственно в той компании, которая проводит финансирование. В противном случае это исключительно добрая воля компаний и скорее благотворительность, чем реальная программа подготовки кадрового резерва. Многие ВУЗы имеют спонсоров и благотворителей, которые их поддерживают, это общемировая практика. Но вряд ли подобные шаги способны решать проблему кадрового голода в регионах.
В регионах по-прежнему силен тренд, когда успешные студенты покидают родные города и устремляются в центр, Москву для построения своей карьеры. В этом случае региональные дочки компаний теряют возможность начать сотрудничество с самыми перспективными молодыми специалистами. Удержать их могут только благоприятные стартовые возможности, развитая инфраструктура и понимание перспектив "вырасти" у себя дома. Это гораздо более серьезная и сложная проблема, которая не может решаться исключительно поддержкой учебных заведений. Хорошо зарекомендовали себя персональные гранты от компаний, получив которые, студент берет на себя определенные обязательства по дальнейшей работе в стенах поддерживающей его компании. Но это единичные случаи, касающиеся одаренных, талантливых учащихся. Они не меняют общей картины.

Апёнкина Юлия (Cтарший консультант департамента «Нефть и Газ», Cornerstone)

«Выращивание» кадров на местах – это очень успешная модель, неоднократно реализуемая многими транснациональными компаниями, однако в большей степени на базе собственных учебных центров. Сотрудничество с ВУЗами может стать эффективным в том случае, если механизм инвестирования будет абсолютно прозрачным – отдавать деньги «просто так» на некую «подготовку кадров» большинство компаний не готовы. Помимо прозрачности важным фактором является и репутация самого учебного заведения, и качество тут кроется не только в количестве выпущенных «звезд», сколько в устойчивом выпуске специалистов с хорошим уровнем подготовки, готовых с нуля работать в промышленности.

Викторов Дмитрий (Руководитель департамента IT/SAP, Penny Lane Personnel)

IT-рынок испытывают серьезный недостаток профессиональных кадров. Причин такого явления несколько - это и пресловутая «демографическая яма 90-х», и существенный разрыв между образованием и потребностями отрасли, и «отставание» вузовских программ обучения от скорости развития отрасли.

На сегодняшний день представители бизнеса и образования часто объединяются для решения кадровых проблем.
Наиболее распространенный вид сотрудничества - базовая кафедра - вуз готовит специалистов, чья квалификация соответствует нуждам конкретной компании, привлекая специалистов самой компании для преподавания дисциплин. Примером могут служить компании ABBYY, IBS, 1C, Mail.Ru Group, которые активно включаются в магистерские программы.

Отдельно хочу сказать о подготовке преподавателей IT-дисциплин – это один из видов сотрудничества вуза и компании, который существенно повышает качество обучения и использования современных технологий. Примером могут служить Лаборатория Касперского и 1С.

Помимо вузовского образования стоит упомянуть и о формате дополнительного/поствузовского обучения, это когда для конкретного учебного заведения или даже города создается специализированный центр. Чаще такую модель используют аутсорсинговые компании. EPAM Systems может служить примером удачной реализации такого подхода - большое количество образовательных центров занимается повышение квалификации специалистов отрасли по всей стране.

На мой взгляд, сейчас самое удачное сотрудничество в рамках Технопарка — совместного образовательного проекта Mail.Ru Group и МГТУ им. Н. Э. Баумана, который проводит практико-ориентированное бесплатное дополнительное обучение студентов старших курсов и аспирантов МГТУ силами сотрудников Mail.ru. Обучение в рамках Технопарка открывает возможность молодым людям в дальнейшем строить карьеру в крупных IT-компаниях. При этом Mail.Ru Group инвестировала в этот проект более 60 млн.руб.

В настоящее время в России не так много примеров удачного сотрудничества между вузами и IT-компаниями, но нельзя не сказать об IT-кластере "Физтех" на базе Московского Физико-технического института (МФТИ). Этот центр организован венчурным фондом Runa Capital, "Физтех-Союзом", компаниями Parallels, Abbyy, 1C, Acronis, Competentum.

Практика работы корпоративных университетов - холдинга «Сухой», Шереметьево, Сбербанка, Газпрома, Автоваза, Татнефти – вносят позитивную лепту в повышение квалификации своих сотрудников и развитии отрасли в целом.

В подготовке квалифицированных кадров, прежде всего, заинтересован бизнес, который знает какие технологии актуальны и востребованы в IT-отрасли сейчас и, главное, какие будут нужны через 5 лет, но без существенной помощи государства не обойтись.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также