Минобрнауки: в вузах должны повышаться требования к качеству подготовки абитуриентов

26 декабря 2015 г. Образование 4 1933 Гэу Андрей

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на заседании совета российского союза ректоров заявил о подъеме качества высшего образования в России, в связи с чем он не рекомендует вузам принимать абитуриентов с тройками в аттестате.

«В целом доступность высшего образования не сокращается. На первый курс мы принимаем в процентном соотношении столько же, сколько принимали в последние годы. Это не значит, что не должны повышаться требования к качеству подготовки абитуриентов», - сказал Ливанов.

Позднее министр образования пояснил свою фразу о троечниках. «У нас же вузы каждый год повышают проходной балл. Я просто рекомендовал сделать это и в этом году. То есть речь не шла о троечниках в буквальном смысле слова, не о тех, у кого в аттестате тройки», - заявил он.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Володина Ирина (Руководитель, Emotional English)

Как вы прокомментируете заявление министра образования?

Заявление не однозначное.
С одной стороны, действительно, в последнее время в России высшее образование стало слишком «простым». То есть, порой, чтобы поступить в ВУЗ нужно просто оплатить обучение. Знания были не важны. В связи с этим – наличие Диплома ВУЗа перестало говорить об образованности человека и качестве его знаний. Также, практически полностью утеряна сама престижность высшего образования.
Поэтому, как мне кажется, именно жесткость отбора может стать фактором, когда россияне опять начнут относиться к поступлению в университет ответственно, а не только, как к способу провести время, или «откосить от армии».
России нужны серьезные люди с серьезными знаниями для роста и развития.
С другой стороны, такое жесткое ограничение – это словно «клеймо» на том, у кого не сложилось в школе. К тому же – данный подход полностью лишает человека права на шанс в жизни. Возможно, именно в ВУЗе он найдет себя и начнет учиться. Более того – это идет вразрез и с Конституцией РФ, которая гарантирует каждому россиянину право на образование.
Мое мнение – нужно «ужесточать» отборы – но другим способом. Например, поднять количество баллов необходимых для поступления в Университет, либо вернуть вступительные экзамены. Либо – придумать 3-ий способ.
Просто, как преподаватель с 16-летним стажем, могу со всей ответственностью заявить – очень часто студенты раскрываются именно в процессе обучения. Я постоянно вижу это и в своих учениках. Практически все, кто обращается ко мне – приходят с нулевыми знаниями после многочисленных неудачных попыток выучить язык, и уже в процессе наших занятий раскрываются и движутся вперед к высотам.

Баранова Наталья (Генеральный директор, Профаккредагентство)

Важны не оценки, а те компетенции, которые ученик получает в школе. И эти компетенции помогут в освоении вузовской программы. Все знают, что есть гуманитарии и «технари», у них часто возникают сложности с освоением того или иного предмета. Плюс ко всему многое зависит от школы, часто троечник школы с углубленным изучением того или иного предмета знает его лучше отличника из обычной школы. В конце концов, то, что у Эйнштейна были проблемы с учебой – хрестоматийный факт. Нужно прежде всего смотреть не на оценки – ребятам нужно дать шанс получить высшее образование. Главное – чтобы обучение в вузе соответствовало требованиям завтрашнего дня, чтобы у студентов вырабатывались востребованные работодателями компетенции. Это то, над чем надо работать, в том числе и вузам.

Ксенофонтова Земфира (Бизнес-консультант, эксперт по увеличению продаж. Руководитель Единого Центра развития бизнеса Grand Events)

Талантливые индивидуалы часто не вписываются в стандарты среднего образования. И порой оценки зависят от личных симпатий к ученику или его родителям. Считаю, что не стоит порождать зависимость учащегося от лояльности того или иного преподавателя, а направить усилия на развитие инновационных методов обучения. Например, при заболевании учащегося на длительный период, можно предусмотреть варианты подключения его к занятиям через интернет. При нехватке учителей по тем или иным предметам, подключать онлайн-сервисы и вести обучения сразу в нескольких классах, школах. То же самое касается и преподавания финансовой грамотности подростков, когда бизнесмен-практик может делиться свои опытом с увлеченными учащимися, например во время классного часа, будучи на другом конце страны. Так же, есть возможность повысить заинтересованность ребенка в обучении, проводя короткие тесты после прослушанной на уроке темы. Ученик будет внимательнее слушать учителя, чтобы успешнее ответить на задания, а после обработки результатов тестов делать вывод не об успеваемости ученика, а о полноте раскрытия темы для большинства учащихся. Главное, заинтересовать ученика в высоких результатах. И задача учителя помочь ему этого добиться, а не поставить штамп на всю жизнь.

Харисова Сюзанна (Эксперт, Кид-коучинг)

А давайте ответим на вопрос, какие навыки необходимы успешным людям в наше время? Есть такие версии - целеустремленность, умение принимать решения, умение мыслить вне стереотипов, умение нести ответственность, умение быстро обрабатывать информацию, список можно продолжать... А теперь второй вопрос, как система высшего образования развивает эти навыки? Более того, чаще всего этими навыками обладают люди, которые не привязаны к образованию вовсе, вернее они его получают образование по мере необходимости: развития, карьерного роста и прочее. Весь мир гудит от пагубного влияния оценочной системы на развитие ребенка, а Министр образования желает еще усугубить данное влияние. Давайте для начала изменим образовательные программы под требование времени, а потом уже будем оценивать...

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также