Секреты великих ораторов: король говорит!

5 марта 2013 г. Образование 5 9178
1 Изображение Весьма полезную книгу прислало нам в редакцию издательство "Манн, Иванов, Фербер": "Секреты великих ораторов". Чем успешнее лидер, тем больше ему приходится выступать. Верно и обратное: великолепные харизматичные выступления позволяют быстрее достигнуть вершины социальной лестницы. Когда Стив Джобс вернулся в Apple, цена акций компании всего лишь за один день выросла на 200 процентов.

Сила вступительной паузы

Наполеон был мастером продолжительной паузы: прежде чем обратиться к солдатам с мотивирующей речью, полководец выдерживал внушительную паузу в 40-50 секунд. Складывалось впечатление, что с каждой секундой Наполеон рос в глазах своих подчиненных.

Прежде чем говорить, зафиксируйте взгляд на одном из слушателей, заставьте себя мысленно произнести первое предложение. Каждая секунда молчания усилит воздействие первых слов на слушателей. Встав перед аудиторией и осмотревшись, дождитесь, пока все внимание будет приковано к вам - и тогда речь произведет максимальный эффект.

Сила первой фразы

Черчилль однажды заметил: "Красивое начало - залог провала". Начиная с чего-то приятного, но неоригинального, вы рискуете показаться унылым и скучным.

Прайм-тайм любого выступления - это начало, первые слова. Каждый человек в зрительном зале желает знать, что вы за птица и как поете.

Запланируйте мощное начало, после возьмите столь же мощную паузу и отпустите остроту, к которой зал не готов. Мощное начало - отличный способ привлечь внимание и разбедить слушателей.

Сила образа

Однажды Маргарет Тэтчер отсутствовала на заседании кабинета министров, на столе лишь стояла ее сумка. Присутствующие молчали: сумка подавляла их.

Ваш стиль и аксессуары должны соответствовать вашей должности и статусу, той карьере, которую вы себе наметили: пусть одежда подчеркивает профессионализм.

Ключевой момент

В любой речи должна быть главная мысль. Любое выступление должно побуждать слушателей к действию - иначе нет никакого смысла выступать.

Определите цель и свою аудиторию. Бенджамин Франклин выкупил обанкротившуюся компанию по производству мыла и всего лишь изменил рекламный слоган "моет лучше" на "Мыло Франклина делает руки более нежными и женственными", добившись быстрого роста продаж.

Сила краткости

Телефонистка приемной линии в Белом доме однажды сказала Кулиджу:

- Господин Президент, я поспорила с мужем, что смогу заставить вас сказать больше двух слов.
- Проиграла, - ответил Кулидж.

Используйте силу краткости и обретете харизму лидера.

Сила цитаты

Цитата должна быть вам близка, автор цитаты известен, а сама цитата - краткой.

Сила статистики

Сумма в 1 млрд привлечет к себе больше внимания и запомнится надольше, если сказать аудитории, что однодолларовых банкнот хватит выложить путь до Луны и обратно. Сравнивайте числа с чем-то близким и понятным.

Утечка силы

Слайды и графики не должны быть основными в выступлении. Часто презентации заменяют самих ораторов, хотя это всего лишь костыли. Не прячьтесь за слайдами - сделайте их как можно более простыми.

Сила остроумия

Шутка ради шутки оскорбляет слушателя. Смешная история может быть неплохим началом и завершением выступления, однако должна соответствовать правилу трех Р: реалистичность, релевантность и рассказанность.

Сила притч

Успех Иисуса в том, что он излагал абстрактные понятия с помощью притч: много лет спустя последователи создали Новый завет на их основе. Превращайте идеи в конкретные примеры, а случаи из жизни - в воплощение идей.

О силе жестов, художественных приемов, вопросов, активных глаголов, а также мощного финала читайте в самой книге "Секреты великих ораторов".
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шишкина Софья (М-Лайнер, digital креативный директор)

Считаю себя наглядным примером "тяжелого спикера", и мое журналистское образование и телевизионное прошлое как раз результат такого недоразумения. В 15 лет я решила бороться с устойчивым нежеланием вещать публично и четко знаю: единственная ошибка спикера - не выступать совсем. Остальное - мелкие недочеты. К ним можно отнести недосып перед выступлением, недостаточное владение темой. Большинство так называемых ошибок в ходе выступления - плод того, что мы просто ленимся открывать рот. Ленивый спикер не заводит и не вдохновляет аудиторию.

Если вам приходилось краснеть публично хотя бы раз, свои личные промахи вы знаете. Решение? Рассказывайте доклад кошке, зажимайте скрепки в кулачке, надевайте то, в чем вам комфортно - никакой магии, просто психологические приемы. Если волнуетесь - выступайте в середине сессии, не нужно осознанно переносить доклад на конец дня - волнение скорее усилится. И помните, что все эти люди пришли посмотреть на ваш опыт, а не задавать неудобные вопросы. По крайней мере, нас большинство.

Кирпишева Виктория (PR-директор, клуб «Зал Ожидания»)

5 самых распространенных ошибок спикеров:

1. Смотреть в пол, вверх, вдаль, куда угодно, только не на аудиторию.
2. Тихо говорить / держать микрофон слишком далеко.
3. Держать руки по швам и совсем не шевелиться.
4. Слишком долго говорить об одном и том же.
5. Забывать об ограниченности времени и задерживать аудиторию (особенно актуально для тех спикеров, которые выступают в конце).

Как зажечь аудиторию?

Думаю, что зажечь, в первую очередь, надо себя. Когда чувствуешь себя "зажигалкой", все получается.

Как начать?

С интересного факта, истории или вопроса аудитории. Желательно, чтобы этот факт, история или вопрос вызывал улыбку. Цель - с самого начала наладить контакт с аудиторией.

Что лучше, выступать первым, последним или после обеда?

На мой взгляд, лучше всего выступать в начале, когда глаза у людей "горят", и они готовы активничать. Для спикера интереснее взаимодействовать именно с таким залом.

Я всегда ищу в зале человека, близкого мне по духу. Определяю я его интуитивно - по взгляду. Когда нахожу, сразу же становится легче. Появляется ощущение, что этот человек - твой талисман на этом мероприятии.

Вяльцев Степан (Руководитель проекта SmartBox eCRM)

1) Первая и главная ошибка спикера – плохой доклад, с расплывчатыми выводами, самопиаром и отсутствием фактов. Вторая – небрежное оформление презентации. Третья – монотонная речь «по листу» без контакта с аудиторией. Четвертая – слабое владение темой, плохие ответы на вопросы. Наконец, пятая – плохо поставленная речь.

2) Чем серьезнее мероприятие, тем искреннее слушатели будут смеяться над хорошей шуткой. А если юмор еще и встроить в начало презентации – внимание аудитории вам обеспечено.

3) Говорят, что женщине нужно 30 секунд, чтобы решить, проведет ли она с вами вечер сегодня. Аудитория за схожее время либо теряет интерес к вашему докладу, либо отдает вам все свое внимание. Чтобы использовать это время с пользой, постарайтесь четко сформулировать свою главную идею и донесите ее до аудитории без лишней «воды».

4) Мне приходилось выступать в разное время и перед разной аудиторией. По большей части, не имеет значения, каким по счету ты выступаешь. Утром и после обеда нужно «будить» аудиторию, до перерыва и кофе-брейка – «развлекать» ее, и так далее по списку. Считаю, что все это – отговорки. Интересная и зажигательная презентация всегда заинтересует любую аудиторию.

5) Всегда стараюсь построить простую логическую связку между темой доклада и последними событиями в России и в мире. Это помогает объяснять сложные темы даже для неподготовленной аудитории.

Нестеренко Иннокентий (Руководитель рекламной группы Topright)

5 самых распространенных ошибок спикеров

1. Выступать без репетиции — первое изложение, если вы не опытный стендап-комик, всегда будет плохим.
2. Не поддерживать зрительный контакт со всем залом — галерка засыпает.
3. Не задать хотя бы пары вопросов по ходу изложения — через 10 минут засыпают все.
4. "Разговаривать со слайдами" — больше смотреть на экран, чем на аудиторию.
5. Прокручивать слайды со словами "Ну это неважно" — а зачем тогда включать этот слайд в презентацию? Аудитория чувствует, что презентация шаблонная и теряет уважение к спикеру.

Как зажечь аудиторию?

Дать понять, что тема тебе не безразлична, что тут есть драма, что ты испытаешь сильные эмоции по поводу темы (или, кстати, по поводу аудитории — некоторые ораторы сознательно эмоционально оскорбляют аудиторию, чтобы привлечь внимание, и публике это нравится. Впрочем, это прием для опытных). Если тема тебе безразлична — доклад будет плохим, несмотря на формальную подготовку.

Как начать?

Как-то пообщаться с аудиторией — задать вопрос, требующий голосования рукой, или рассказать байку, пошутить над собой или над какой-то общей темой типа погоды, Москвы против Питера и т.п. Слегка расположить к себе публику, но не увлекаясь этим этапом и стараясь быстрее перейти к делу.

Что лучше, выступать первым, последним или после обеда?

Лучше всего выступать не первым, не последним и не после обеда. Лучше всего выступать последним в первой трети, когда аудитория уже разогрета, но еще не утомилась. Плюс можно ссылаться на предыдущие доклады, зная, какие моменты интересовали публику.

Стараюсь готовить качественные, легко воспринимаемые слайды. Мне помогает то, что я работаю в агентстве и могу поручить эту работу дизайнеру. Впрочем, если есть достаточно времени, я предпочитаю все делать сам, вплоть до съемки.

Предпочитаю микрофоны с креплением на петлицу или на голову, не люблю выступать с микрофоном в руке — это сковывает жесты и мешает эмоциональной подаче.

Манн Игорь (Консультант. Маркетер и интернет-маркетер. Автор. Издатель. Лектор)

Самые распространенные ошибки спикеров

1. не установить контакт с аудиторией с самого начала
2. быть скучным
3. не давать полезной информации
4. закончить выступление позже установленного расписанием времени

Как зажечь аудиторию?

Шутить, говорить полезные вещи, зацепить за острое, быть с ними на одной волне.

Как начать?

Все зависит от ситуации. Но в 95% случаев - лучше начинать не с темы и не с содержания.

Что лучше, выступать первым, последним или после обеда?

Мне все равно. Но думаю, что вторым.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также