Депутаты урегулировали вопрос о брокерской деятельности на финансовом рынке

13 декабря 2019 г. Финансовые рынки 2 2704 Иван Тихонов

Государственная Дума одобрила в третьем, окончательном чтении законопроект о регулировании брокерской и посреднической деятельности на российском финансовом рынке. Согласно документу, брокер обязуется исполнить принятое на себя поручение на самых выгодных для клиента условиях, а его действия должны быть всегда в интересах клиента с учетом всех обстоятельств: срок исполнения, цена сделки, расходы на совершение сделки, а также исполнение обязательств по ней.

Закон также предусматривает возможность определения организаторов торговли, с которыми брокер исполняет взятые на себя поручения клиента; в данном случае обязанность брокера учитывать эти обстоятельства должна будет соблюдаться в соответствии с правилами торгов такого организатора торговли, пишет ТАСС. Документ обязывает брокера предоставлять клиенту информацию (до оказания финансовых услуг), необходимую для принятия инвестиционного решения, включая стоимость финансовых услуг и ее влияние на общую доходность от операций. При этом если посредник не исполнит эту обязанность, он утратит право ссылаться на указание клиента о стоимости сделки как на основание для освобождения от ответственности за причиненные клиенту убытки.

Более того, при совершении сделки на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны клиентом, посредник не имеет права на получение дополнительной выгоды, если договором о брокерском обслуживании не установлен порядок ее распределения.
В финальной версии документа сохранены поправки ко второму чтению, которые дают право клиенту передать брокеру драгоценные металлы, в том числе в качестве обеспечения своих обязательств перед брокером, если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании. Драгметаллы могут находиться на отдельном банковском счете, открываемом брокером в кредитной организации. Брокер обязан вести учет драгметаллов каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете в драгметаллах, и отчитываться перед клиентом.

Закон также уточняет регулирование деятельности индивидуальных инвестиционных советников. Последние обязаны уведомлять клиента о возможном конфликте интересов, а также информировать о рисках, связанных с ценными бумагами или производным инструментом. Профучастникам рынка ценных бумаг предоставляется право страховать ответственность за нарушение договора, заключенного с клиентом.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Бирман Александр (Руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами АО «ФИНАМ»)

Как Вы оцениваете положения принятого ГД закона о брокерской деятельности на финансовом рынке?

Мы, естественно, приветствуем то, что теперь будут законодательно закреплены лучшие практики, принятые на рынке, что позволит контролирующим органам жестче пресекать деятельность недобросовестных компаний.

«ФИНАМ», как лидер отрасли и прежде исповедовал данные принципы и следовал им.

По сути, это отражение Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров в законодательстве.

Так что для нас в этом нет особой новизны, кроме моментов относительно регулирования операций с драгметаллами.

Шамраев Сергей (Генеральный директор ООО "Телетрейд Групп", эксперт финансового рынка)

Как Вы оцениваете положения принятого ГД закона о брокерской деятельности на финансовом рынке?

Изменения, вносимые в этот раз в закон о рынке ценных бумаг, можно условно разделить на несколько элементов:

Первое и самое главное – это фактическое признание драгоценных металлов финансовым продуктом наравне с ценными бумагами. Данное новшество является революционным.

Сделан шаг в сторону предоставления Россиянам нового инвестиционного инструмента способного составить конкуренцию инвестициям в иностранные валюты. В первую очередь, это, конечно, золото. Законом в новой редакции предусматривается, что брокеры смогут предоставлять клиентам возможность совершения сделок с драгоценными металлами. Также предусмотрено, что инвестиции в металлы возможно будет совершать и с помощью набирающих популярность индивидуальных инвестиционных счетов, позволяющих получать дополнительную доходность за счет механизма возврата НДФЛ. Т.е. фактически для Россиян открывается новая формула инвестиций – «открой счет у брокера, инвестируй в золото и государство доплатит тебе еще 13% сверху». Это фантастическая инвестиционная возможность, которая может быстро привести к российским брокерам сотни тысяч новых клиентов и ослабить инвестиционный спрос россиян на иностранную валюту.

Но стоит отметить, что рано хлопать в ладоши от радости. Необходимо дождаться и решения вопроса об освобождении сделок с «инвестиционным золотом» от НДС, законопроект о котором уже внесен в Гос. Думу. Надеюсь, данный вопрос будет решен быстро.

Другие изменения, вносимые в закон, имеют технический смысл, важный для внутреннего функционирования профессиональных участников, но не содержат ничего особенно нового и больше похожи на плановое упорядочивание регулирования.

Так прямое введение в законодательство норм, регулирующих порядок исполнения клиентских приказов на лучших для клиента условиях, т.н. норм best execution, повышает приоритет регулирования уже существующего на уровне отраслевых стандартов саморегулируемых организаций и не окажет никакого заметного влияния на обслуживание клиентов большинством профессиональных участников, т.к. де-факто эти нормы давно исполняются профессиональным сообществом.

Некоторым облегчением для отрасли может стать законодательное признание права брокера на отказ клиенту в совершении заведомо противоправной сделки. Ранее, отсутствие такой возможности использовали мошенники, что являлось головной болью для профучастников и регулятора. Теперь этого не будет.

Другой же блок реформ также относящийся к сугубо «внутренней жизни» профучастников касается систем внутреннего контроля, аудита и риск-менеджмента. Ранее в законе были прописаны простые нормы, обязательные для исполнения всеми профучастниками. Теперь же эти нормы из закона удалены с переносом в подзаконные акты, разрабатываемые Банком России. И это верно, т.к. контроль за системой управления профучастников должен быть современным, комплексным и гибким. И передача данного регулирования на уровень подзаконных актов, разрабатываемых в Банке России – это верный путь к улучшению эффективности контроля за этими процессами.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также