У тарифов на ОСАГО нашелся защитник-единоросс

11 февраля 2015 г. Страхование 3 3183 Иван Тихонов

В преддверии вступления в силу поправок к закону об ОСАГО, предполагающих повышение тарифов, депутат от фракции «Единая Россия» Владислав Резник предпринял еще одну попытку отсрочить «нежеланный» для автовладельцев рост. Он направил главе ЦБ Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой пересмотреть обоснованность увеличения тарифов на автогражданку.

Альтернативой разработанной реформе, при которой растут тарифы для владельцев полисов, но и одновременно увеличиваются выплаты по вреду жизни и здоровью с 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей, депутат назвал тарифную политику соседнего Казахстана. Резник подчеркивает, что унификация страхового законодательства станет стимулом для формирования единого страхового рынка ЕврАзЭС.

Госдумовец уверен, что в повышении тарифной сетки нет необходимости, поскольку Казахстану удалось снизить стоимость полисов при больших выплатах за ущерб имуществу потерпевшего.

Тем временем, президент ВСС Игорь Юргенс выражает несогласие с мнением Резника. Он еще раз подчеркнул, что увеличение тарифов на 60% является обоснованным на фоне волатильности рубля и удорожания ремонта иностранных машин. В союзе, наоборот, рекомендуют ориентироваться на европейскую страховую политику, где уже пройден путь от жесткого тарифного регулирования к свободному ценообразованию на рынке.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Макаров Денис (Руководитель управления андеррайтинга обязательных видов "АльфаСтрахование")

Возможно ли сдержать рост тарифов на ОСАГО в нынешней экономической ситуации?

С 1 апреля текущего года увеличивается максимальный лимит выплат по «жизни и здоровью» по ОСАГО – со 160 тыс. до 500 тыс. рублей, а также меняется подход к урегулированию – теперь это не лимит по одному страховому случаю, а лимит выплат по одному пострадавшему. В результате этого изменения произойдет увеличение объема выплат по ОСАГО, а также увеличение убыточности этого вида. Для того, чтобы ОСАГО стал неубыточным видом страхования даже в текущих условиях и с учетом вступающих в апреле изменений, повышение тарифов должно составлять порядка 100% от текущей базовой ставки. Кроме того должны быть пересмотрены региональные коэффициенты – в отдельных субъектах федерации рентабельность вида находится за всеми возможными допустимыми границами.

Демидов Сергей (Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы Ренессанс Страхование)

Возможно ли сдержать рост тарифов на ОСАГО в нынешней экономической ситуации?

Уже сейчас страховой рынок испытывает ряд системных проблем, и некоторые страховые компании вынуждены отказываться от ОСАГО.

Как известно, с 1 апреля 2015 г. существенно повышаются лимиты выплат по жизни и здоровью, что неизбежно приведет к росту объема выплат.

Помимо этого, ожидаются и иные существенные изменения: в частности, теперь размер выплаты будет определяться на основе фиксированных данных из таблицы выплат при причинении вреда здоровью. Это повлечет за собой значимые изменения в бизнес-процессах страховых компаний.

В целом, изменение курсов валют и негативные тренды автомобильного рынка повлекут за собой все большие расходы страховых компаний и рост убыточности.

В связи с этим все мы ожидаем адекватного повышения тарифов, которое должно обеспечить устойчивое функционирование рынка в новых условиях.

Кузовков Вячеслав (Методолог по обязательным видам страхования AIG в России)

Как Вы оцениваете предложение депутата по установке тарифной сетки на ОСАГО?

Перечислю несколько аспектов ОСАГО в России. Важно учитывать повышение среднего размера убытка с введением единой методики его расчета, уходы агентов и брокеров с собранными премиями, проблемы с учетом прицепов, наличия и учета диагностических карт, а также противоречия, имеющиеся в Законах и Правилах и не позволяющие единообразно использовать методы и средства ведения ОСАГО.

На фоне этого, введенный тарифный коридор в 5% не несет никакой андеррайтинговой составляющей, в то же время, идет снижение тарифа за счет повсеместного применения коэффициента «бонус-малус», учитывающего историю аварий и доходящего до 50% (в том числе, зачастую, по предоставлению поддельных справок из ушедших с рынка компаний и противоречащих данным АИС РСА).

Исходя из вышесказанного, можно сделать единственный вывод: независимо от нынешней экономической ситуации, повышение тарифов по ОСАГО в России на 50-70 % неизбежно, если мы хотим сохранить данный вид страхования. Иной выход, который я могу предположить – необходимо ввести реальный тарифный коридор с вилкой в 100%, где страховщики сами могут определять, исходя из имеющейся у них убыточности, в какую сторону необходимо менять тарифную сетку.

В отношении практики ОСАГО в Казахстане хотелось бы отметить, что там в 2005 г. комбинированная убыточность дошла до 160%, и страховщики начали уходить с рынка, а также стали отсутствовать бланки, что потребовало срочного пересмотра тарифов с участием актуариев, расчетам которых в российском ОСАГО зачастую не доверяют. В Казахстане есть стандартные и комплексные договоры, не производятся выплаты, если водитель не вписан или период действия полиса просрочен, при 2-ом ДТП, если договор заключен на условиях «до первого случая» и т.п. – иными словами, существует множество отличий от российской системы ОСАГО, во многом, уникальной.

К примеру, только в России есть «сюрпризы» с оплатой УТС и ЗЗПП, а также санкционная ответственность страховщиков за качество и сроки ремонта в СТОА, на которые страховщики юридически не могут оказать никакого влияния. Добавим к этому повышение более чем в 3 раза страховых сумм, расширение списка лиц выгодоприобретателей, введение фиксированных выплат по ущербу здоровью, постоянно растущую стоимость импортных запчастей и ремонта из-за курса валют. Нельзя не учитывать и грядущий рост количества мошенничеств, как по безлимитному Европротоколу, который так и не защищен системой ГЛОНАСС, так и по вступающим в силу в этом году электронным полисам, выдаваемым без участия органов исполнительной власти и проверки данных, предусматриваемой Законом.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также