Страховой рынок вырос на 3,3% по итогам 2015 года

26 февраля 2016 г. Страхование 4 3271 Гэу Андрей

Страховой рынок России в 2015 вырос на 3,3% до 1 трлн рублей, следует из данных Центробанка.

Решающую роль в формировании положительной динамики всего страхового рынка и обязательного страхования в частности сыграло увеличение поступлений от продажи полисов ОСАГО (на 44,2%), вызванное изменением тарифов.

При этом объемы премий по договорам добровольного страхования сократились за год на 4,2%, что произошло в связи со снижением спроса на страховую защиту вследствие удорожания стоимости страховых полисов и снижения общей экономической активности.

Рост был зафиксирован в сегменте страхования жизни (+19,1%) и добровольного медицинского страхования (+3,6%). Наибольшее сокращение взносов произошло в страховании автокаско (снижение на 14,6%) и страховании прочего имущества юридических лиц (10,9%).

Количество заключенных договоров сократилось за год на 10,3%; объем страховых премий по отношению к ВВП составил 1,3%, что говорит о снижении проникновения услуг страхования.

Страховые выплаты в целом по рынку продолжили расти опережающими взносы темпами, достигнув 509,2 млрд рублей (прирост на 7,1% по отношению к предыдущему году), в первую очередь за счет роста выплат по ОСАГО.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Тихоненко Роман (Президент AIG в России)

Как вы прокомментируете основные показатели страхового рынка по итогам 2015 года? Каковы прогнозы на 2016 год?

По итогам 2015 года рынок страхования продемонстрировал номинальный рост при существенном падении в реальном выражении. Вместе с тем, заметна существенная консолидация рынка (поскольку по итогам 9 месяцев 2015 года 10 крупнейших компаний занимают более 65% рынка). В 2016 году рынок страхования, в целом, ожидает стагнация на фоне продолжения общей консолидации и роста в отдельных сегментах. Клиенты, как и в 2015 году, будут стараться снижать расходы на страхование, но это коснется не всех. Отрасли, ориентированные на экспорт, в силу девальвации рубля, напротив, начнут приобретать страховую защиту гораздо интенсивнее, нежели ранее. В частности, не ослабевает интерес к страхованию ответственности директоров D&O, страхованию особо крупных объектов, а также заметен растущий интерес клиентов к комплексному экологическому страхованию, которое пока предлагают далеко не все участники страхового рынка в России.

Тиняков Владимир (Вице-президент «Группы Ренессанс страхование»)

Лидеры страхового рынка оптимизируют свои тарифные сетки, принимая во внимание динамику валютного рынка, повышают привлекательность своих продуктов для постоянных клиентов различными способами. Это расширение продуктовой линейки для увеличения продаж сопутствующих продуктов, более жесткий андеррайтинг в отношении популярных продуктов с тем, чтобы сократить их стоимость для приоритетных групп потребителей, эффективная система скидок для постоянных клиентов. Рост потребительской лояльности позволяет сокращать аквизиционные расходы и обеспечить текущий уровень поступления выручки.

Одну из возможностей для удовлетворения изменившихся потребностей производителей, ритейла, промышленников, кредитных организаций мы видим в развитии продуктов и решений, позволяющих потребителям экономить время и деньги. Электронное страхование, продукты с телематикой, мобильные приложения, продукты с франшизой – все технологичные сегменты получат дополнительный стимул развития в кризис.

Динамика к снижению рынка наиболее заметна в добровольном страховании, чем, например, в страховании, связанном с залогами. В секторе страхования, связанного с банковскими кредитами даже можно отметить определенный рост, учитывая бОльшую потребность бизнеса в оборотных средствах, и соответственно, страховании залогового имущества. Прибыльность отрасли страхования имущества юридических лиц зависит от проводимой андеррайтинговой политики. Мы стремимся к прибыльности портфеля, и это у нас получается.

Основная задача в текущих условиях - сохранить прибыльный бизнес, имеющийся в портфеле. Основные инструменты – индивидуальный подход к каждому страхователю, учет его истории страхования в компании, предоставления наиболее оптимальных вариантов страхового покрытия. Предоставление гибких условий, применительно к конкретному страхователю по оплате страховой премии, наличию и размеру оптимальных размеров франшиз. Разработка индивидуальных страховых программ с учетом специфики конкретного страхователя. И, конечно, осуществление предстрахового риск-аудита с целью определения рекомендаций для снижения степени риска и исключения возможности принятия на страхование объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Белов Дмитрий (Директор Департамента Финансовых услуг ГК "АвтоСпецЦентр")

После повышения стоимости полисов обязательного страхования в прошлом году ситуация с подделками ОСАГО заметно усугубилась. С апреля 2015 года по настоящее время число поддельных полисов выросло на 10%. После резкого увеличения тарифов автолюбители стали все чаще сознательно нарушать закон, так как фальшивые ОСАГО можно получить гораздо быстрее, не проходя техосмотр, и заплатить сумму в несколько раз ниже стоимости настоящего документа. Однако нередко автовладельцы даже не подозревают о том, что приобрели поддельный полис. В итоге, на сегодняшний день из 100 водителей 2 имеют фальшивый бланк ОСАГО. Процент поддельных страховых полисов сегодня составляет - 2,3%. Причем, обращения о возмещении страховки по такому документу получают не только малоизвестные страховщики, но и крупные компании. Если человек воспользовался поддельным полисом ОСАГО, ему грозит административный штраф в размере 800 рублей и задержание с последующим возбуждением уголовного дела по статье 327 УК РФ. В случае возникновения ДТП по вине этого человека, который по закону считается незастрахованным, он обязан полностью компенсировать пострадавшим имущественный ущерб. Возмещение вреда здоровью в таких ситуациях должна осуществлять РСА. Страховая компания, которая прописана в фальшивом бланке ОСАГО, не будет иметь никого отношения к данному случаю. Тем, кто продает поддельные полисы, грозит административный штраф до 1 млн. рублей и лишение свободы на срок до 10 лет. Мошенники не рискуют продавать поддельные полисы ОСАГО юридическим лицам, так как организации обладают большей юридической силой и могут быстрее разоблачить преступника. Поэтому «лжеагенты» предлагают фальшивки обычным людям, которые не сильны в юриспруденции и не всегда умеют проверить достоверность страхового документа.
Только вот наша статистика говорит о большем % подделок. Допустим, из базы по пролонгации, из 100 клиентов около 20 уже оформили самостоятельно ОСАГО и при проверке данных бланков, по просьбе клиентов и нашему настоянию, мы выясняем, что около 8 клиентов имеют на руках фальшивые бланки, соответственно из 100 клиентов – это 8%.

Княгиничев Виталий (Директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»)

Как вы прокомментируете основные показатели страхового рынка по итогам 2015 года? Каковы прогнозы на 2016 год?

Итоговые показатели по сборам выглядят оптимистично благодаря приросту в секторе ОСАГО как по доле, так и по объемам после корректировки тарифов. Однако они, по сути, не отражают реального положения дел. В 2015 году тенденция схлопывания потребительского спроса, когда и розница, и корпоративный сектор стали оптимизировать расходы на страхование, только начала развиваться, в 2016 году мы увидим активное продолжение этого процесса. Объемы сборов в добровольных видах будут выражено сокращаться, что только увеличит разрыв между долями обязательного и добровольного страхования и углубит кризисные тенденции, присутствующие на рынке. Игроки отрасли в текущем году будут работать в условиях усиления контроля и надзора со стороны ЦБ, более жестких требований к капиталу и активам, а также других мер регулятора, предпринимаемых с целью оздоровления рынка. Безусловно, в таких условиях бизнес свернут многие компании, однако серьезной перестановки сил на рынке в связи с этим не предвидится. Сейчас около 80% клиентов рынка распределено между страховщиками первой «десятки» рейтинга. Надо полагать, что такое положение дел будет сохраняться Возможны локальные корректировки клиентских портфелей в отдельных видах страхования, но в стратегическом плане это также несущественно. Ключевой проблемой отрасли в 2016 году остается отсутствие драйверов роста, появление которых тормозят кризисные процессы на рынке и общие условия экономической нестабильности.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также