Темпы прироста страхового рынка в 2016 году не превысят 3%

20 апреля 2016 г. Страхование 5 2696 Иван Тихонов

Исследование «Итоги 2015 года на страховом рынке: скрытое падение», проведенное RAEX, показало, что в 2015 году объем страхового рынка РФ сократился на 9%. Темпы прироста страховых взносов сократились до 3.6% (-5.6 п.п. по сравнению с 2014 годом).

Аналитики RAEX отмечают, что рост рынка в прошлом году произошел благодаря повышению тарифов на ОСАГО. Впрочем, эффект от роста цен исчерпал себя во II квартале и прирост сборов по автогражданке замедлился до 15%-17%. Больше всего пострадал сегмент автокаско; здесь сборы сократились на 31.3 млрд рублей, а количество заключенных договоров уменьшилось на 26.9%.

В RAEX прогнозируют, что в 2016 году сегмент автокаско продолжит падать, а сборы уменьшатся на 11%. Триггером сокращения станет снижение объемов автокредитования и отказ владельцев авто от дорогих полисов.

В общей сложности, прогнозируют в RAEX, объем российского страхового рынка составит 1.06 трлн рублей по итогам 2016 года. При этом темпы прироста будут колебаться в пределах 0%-3%. Положительную динамику могут показать только сегменты инвестиционного страхования жизни и ДМС.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Ковальчук Сергей (Генеральный директор Либерти Страхование)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году?

Безусловно, экономическая ситуация оказывает негативное влияние на страховой рынок. Естественное желание клиентов уменьшить свои необязательные расходы, в том числе и на добровольное страхование, ведет к сокращению рынка и, как следствие, усилению конкуренции среди страховых компаний.

Не исключаю, что ряд компаний будет использовать демпинг как основной инструмент переманивания клиентов. Однако, как уже не раз показывала практика, такой подход может плачевно закончиться не только для небольших компаний, у которых нет достаточного запаса прочности, но и для крупных страховщиков.

Вместе с тем, для высокотехнологичных и динамичных компаний, обладающих достаточным капиталом, кризис открывает новые возможности для развития: борьба за каждого клиента заставляет постоянно искать точки роста и концентрироваться на качестве обслуживания, создании продуктов и разработке перспективных каналов продаж. Мы придерживаемся именно этой стратегии: фокусируемся на прибыльных сегментах, отсекаем убыточные линии бизнеса, активно развиваем технологии, чтобы дать возможность нашим клиентам покупать продукты максимально быстро, удобно, например, через сайт или контакт-центр, и получать качественное обслуживание.

Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

При нынешней конъюнктуре, вне зависимости от сегмента, целесообразно предлагать клиентам антикризисные продукты, которые позволят сэкономить бюджет.

Например, в сегменте автострахования у нас в Либерти Страхование все большей популярностью пользуется КАСКО с франшизой – до 50% новых продаж приходится именно на этот продукт. Кроме того, перспективными являются МиниКАСКО и программы с телематикой - Смарт КАСКО.

В сегменте ВЗР мы разработали выгодные тарифы на страхование путешествий по России и СНГ. Набор рисков в продуктах тот же, что и при страховании поездок за рубеж, при этом каждый клиент может самостоятельно сформировать свой пакет из необходимых доприсков. Также мы предложили клиентам бюджетные варианты страхования – например, страховой полис «эконом», понизили тарифы на наиболее востребованные дополнительные опции - отмена поездки и несчастный случай. Для путешественников в Юго-Восточную Азию был разработан специальный продукт – страхование поездок до 30 дней по сниженным тарифам.

Что касается медицинского страхования, перспективным является ДМС с франшизой. Этот продукт, который мы в этом году предложили клиентам, отвечает интересам предприятий, которые могут сэкономить до 30% бюджета, сохранив при этом лояльность сотрудников.

Калашников Вячеслав (Заместитель председателя правления страховой компании ЭРГО по имущественным видам страхования)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году? Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

Мы полагаем, что общий объём рынка страхования не-жизни сократится в 2016 году. Рост рынка в 2015 году был обусловлен сильным ростом по ОСАГО из-за повышения тарифов на 60%. Это был одноразовый эффект, которого в 2016 году не повторится.

Мы ожидаем, что рынок будет понемногу перераспределяться. У эффективных, технологичных компаний будет возможность роста даже на падающем рынке за счёт сокращения доли так называемых проблемных страховщиков.

Каримов Рамиль (Аналитик-эксперт, экспертная Группа Investpoint)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году? Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

В 2016 году стоит опасаться не только стагнации на страховом рынке, но и возможного начала рецессии. 2015 год продемонстрировал рост, но только в номинальном выражении. В реальном выражении же рынок продемонстрировал отрицательную динамику на фоне общей стагнации, что означает постепенный переход к рецессии. Если говорить о страховании физлиц, ввиду значительного снижения покупательной способности населения и высокого уровня инфляции, граждане продолжат максимально сокращать расходы на добровольные виды страхования. Корпоративное страхование также снижается из-за кризисных явлений в стране. Юрлица, как и физлица, экономят, в первую очередь, на страховании. На данный момент положительную динамику сохраняет страхование гражданской ответственности (как обязательное, так и добровольное), страхование жизни и ДМС. Данные сегменты страхового рынка являются его номинальными драйверами, но на самом же деле их доля на рынке недостаточно велика, чтобы значительно повлиять на динамику всего рынка. Таким образом, к 2016 году все сегодняшние драйверы рынка также начнут постепенно замедлять свой рост.

Тихоненко Роман (Президент AIG в России)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году? Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

«Очевидных двигателей роста в страховании ином, чем страхование жизни, нет, так что стагнация страхового рынка практически неминуема. Рынок начнет расти только по мере выхода экономики из кризиса либо в связи с ростом цен, либо благодаря структурным реформам. Наиболее перспективными остаются крупные корпоративные клиенты, продукция которых ориентирована на не-нефтяной экспорт».

Белый Валерий (Начальник Управления методологии и андеррайтинга обязательных видов страхования, СК «МАКС»)

Стоит ли опасаться стагнации на страховом рынке в 2016 году? Какие сегменты рынка наиболее перспективны с точки зрения привлечения клиентов при нынешней конъюнктуре?

Любой кризис – это возможности для роста. В кризис возрастают риски и у населения, у предпринимателей, у предприятий. В этой связи снижается и частота спроса на страхование новых объектов. Например, всем известно о снижении рынка сбыта новых автомобилей под воздействием внешнеполитических изменений. Закрываются автосалоны, спрос на автокаско падает. С другой стороны мы имеем стабильный спрос на ОСАГО. Граждане переключаются на сохранение нажитого имущества, квартир, их отделки, дачных домов и участков, ДМС, НС.

Конечно, есть общая тенденция снижения рынка страхования в России. Но с другой стороны, кризис – это и рост конкуренции. Довлеющие факторы заставляют страховщиков быть более гибкими, стремительно меняться и предлагать новые продукты с интерактивной ценой.

Всегда актуальны строительные, промышленные и транспортные риски. Например, страхование грузов – огромная отрасль, которая не снижается. Но в этой сфере ужесточается конкуренция, заставляя страховщиков прибегать к гибкой андеррайтинговой политике и улучшать сервис.

Основными факторами выбора страховщика в корпоративном секторе как и ранее остаются личные контакты. В страховании рисков субъектов малого и среднего бизнеса, а также ритейла основные тренды – это скорость и качество ответа.

Мы ожидаем некоторую стагнацию рынка, но вместе с тем и перераспределение клиентуры в связи с политикой Центрального Банка, которая направлена на то, чтобы в страховой отрасли остались только финансово устойчивые игроки, которые могут обеспечить надежную страховую защиту предприятий и граждан России.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также