Итоги развития страхового рынка в 2015 году

6 мая 2016 г. Страхование 0 1954 Гэу Андрей

Как вы прокомментируете основные показатели страхового рынка за 2015 год?

ОСАГО благодаря повышению тарифа стало основным драйвером роста страхового рынка в 2015 году. В «Ингосстрахе» сборы по ОСАГО показали двукратный рост по отношению к 2014 году, достигнув 15,5 млрд рублей. Итоговые показатели по ОСАГО выглядят оптимистично, однако, несмотря на увеличение сборов, актуальной остается проблема убыточности, поскольку вместе с тарифом серьезно выросли лимиты покрытия. Не ясно пока, как будет работать новая система выплат по ущербу по жизни и здоровью согласно расчетным таблицам. Существенной проблемой является и достаточно большое количество фальшивых полисов ОСАГО. По данным РСА, сейчас в обороте может находиться порядка 4 млн фальшивых полисов. Серьезное давление на убыточность по-прежнему оказывает деятельность недобросовестных автоюристов.

Наиболее сильный удар в кризисный период всегда приходится на добровольные виды страхования. Для сегмента КАСКО стало критическим существенное (более чем на 35% согласно данным Ассоциации европейского бизнеса) падение продаж новых автомобилей, а также повышение цен на импортные машины и запчасти, связанное с девальвацией национальной валюты. Согласно данным ЦБ, рынок КАСКО упал на 14,3% по сравнению с 2014 годом, при этом сборы «Ингосстраха» в этом сегменте за 2015 год составили 28,1 млрд рублей (-1,3%), что является показателем значительно лучше среднерыночного. В Московском регионе компания увеличила сборы по страхованию автокаско на 3,4% , и это несмотря на падение рынка добровольного автострахования в этом регионе. В целом доля «Ингосстраха» на российском рынке автокаско за 2015 год выросла на 2 п.п. - до 15%.

Основной тенденцией прошлого года стало активное продвижение страховыми компаниями продуктов с франшизой, позволяющих получить существенную скидку за счет распределения ответственности между владельцем и страховщиком (для владельцев с хорошей безаварийной историей – до 50%). Все большее распространение получает «выборочное страхование», когда клиент сам выбирает, какие риски страховать, исключая из покрытия ряд ненужных опций. В настоящий момент активно продвигаются программы «умного страхования» на основе телематики. Однако, несмотря на широкий спектр «антикризисных» продуктов, предлагаемых страховщиками, по консервативным прогнозам динамика продаж КАСКО покажет дальнейшее снижение либо останется на уровне 2015 года.

В сфере страхования жилья и личного имущества наибольшее распространение в 2015 году приобрели т.н. «коробочные» продукты – программы с фиксированным лимитом выплат, предоставляющие комплексное покрытие от наиболее частотных рисков, что привело к приросту рынка страхования имущества граждан на уровне 13,7% к 2014 году. Эксперты по-прежнему рассматривают сегмент страхования жилья, емкость которого оценивается на уровне примерно 300 млрд рублей (на данный момент по разным оценкам свое имущество страхует не более 5-7% россиян), как потенциальный драйвер роста страхового рынка и балансир убыточности для страховщиков. Прирост сборов «Ингосстрах» по страхованию имущества граждан в 2015 году значительно выше среднерыночного – сборы компании в прошлом году выросли на 24,1%. Этот рынок в 2015 году разделился на рынок «классического страхования» и рынок «коробочного» страхования. «Ингосстрах» сфокусирован на росте именно в классическом сегменте, поскольку он создает ценности для клиентов и ориентирован на долгосрочные отношения.

Рынок корпоративного страхования в виду макроэкономических условий второй год подряд находится в стагнации. Рост премий в 2015 году зафиксирован в таких сегментах рынка, как страхование водного (+28,4%) и воздушного транспорта (+29,0%), однако он объясняется ростом премий в рублях по договорам страхования, номинированным в иностранной валюте.
Также можно говорить о сокращении рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) в реальном выражении. Как правило, в кризисный период расходы на страхование урезают в первую очередь, плюс к этому часть работодателей проводит сокращение персонала. Прирост премий по ДМС в 2015 году в целом по рынку составил 3,9%, однако при уровне медицинской инфляции более 11% в 2015 году «реальный» рынок сокращается. Доля «Ингосстраха» в сегменте ДМС в 2015 году составила 6,3%. В свете негативных тенденций на рынке главной задачей компании в 2015 году стало сохранение основной базы клиентов и снижение убыточности. Определенных успехов удалось достичь в основном за счет развития продуктов с франшизой и высокого качества оказываемых медицинских услуг. Также безусловным конкурентным преимуществам «Ингосстраха» в этом виде страхования является наличие собственной сети клиник. Нет оснований полагать, что рынок ДМС выйдет из состояния стагнации в 2016 году, поэтому основные задачи компании остаются прежними.

В свете общих негативных тенденций, характеризующих состояние страхового рынка, важнейшее значение имеют регулятивные меры, предпринимаемые ЦБ и направленные на очищение рынка от финансово неустойчивых, слабых компаний, не способных выполнить взятые на себя обязательства перед страхователями. Уход таких игроков мы рассматриваем как объективный процесс, по итогам 2015 года более 65% сборов страховых премий приходится на компании первой десятки, можно прогнозировать дальнейшую консолидацию рынка вокруг сильных, финансово устойчивых игроков. В конечном итоге это приведет к повышению качества страховых услуг и формированию здорового и надежного страхового рынка.

Евгения Васильева, заведующая сектором стратегического планирования и аналитики СПАО «Ингосстрах»
Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также