Минтруд планирует в 2020 запустить систему мониторинга трудоустройства выпускников

16 декабря 2019 г. Рынок труда 4 2327 Иван Тихонов

В рамках заседания президиума Совета законодателей РФ глава Минтруда Максим Топилин заявил о планах министерства запустить уже в следующем году систему мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Платформа, разрабатываемая совместно с Минпросвещения и Минобрнауки, будет базироваться и состыковываться с данными о дипломе, работодателе и уровне зарплаты.

Министр уточнил, что сегодня данные по трудоустройству выпускников аналитики получают в результате опросов образовательных учреждений.

«Мы тогда только увидим не то, что иногда вузы хотят рассказать о своих выпускниках, пропагандируя себя, мы увидим реальную картинку, какое количество людей, из какого вуза, по каким специальностям работают, с какой заработной платой... Это позволит нам гораздо более точно давать сигналы коллегам в образовательных структурах... для того, чтобы корректировать, наверное, в том числе, и цифры приема», - передают слова г-на Топилина РИА Новости.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Петренко Елена (РЭУ им.Г.В.Плеханова)

Мониторинг трудоустройства выпускников осуществляется в Российской Федерации с 2013 года и за все время ситуация не претерпела серьезных изменений. От четверти до трети выпускников не находят работу по специальности, и цифры эти сильно разнятся в зависимости от выбранной профессии. Традиционно востребованы молодые специалисты –медики и так же традиционно принято повторять, что каждый второй выпускник, не нашедший работу, - юрист или экономист. Безусловно, улучшать контроль за расходованием бюджетных средств необходимо и совершенствовать систему мониторинга с учетом новых технологических возможностей –более чем целесообразно. Жалко и ребят, выбравших не ту профессию и потративших лучшие годы на дело, не ставшее любимым. Но давайте, прежде чем переходить к административным мерам, посмотрим на ситуацию шире.
Выпускник 40-х годов прошлого века только по прошествии 10-15 лет нуждался в обновлении своих знаний. Выпускника-шестидесятника снова «сажали за парту» – через 8–10 лет, а выпускника 70-х годов уже через 4–5 лет. В XXI веке после окончания вуза через 2–3 года нужно учиться снова: в металлургии и химии знания устаревают каждые 4 года, в бизнесе — 2 года. Ребята, которые не нашли работу по первой специальности, возможно станут успешными в другой. На мировом и отечественном рынке все больше востребованы так называемые soft skills, то есть знания и навыки, которые связаны не с профессиональной компетенцией, а с умением обучаться, с возможностью работать в коллективе, с мотивацией к достижениям.
Этим навыкам сегодня должны учить отечественные ВУЗы и опыт такой у нас есть. Не случайно Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова входит в мировые рейтинги успешных выпускников, потому что почти 112 лет учит неустаревающим компетенциям предприимчивости, творческого поиска и связи с реалиями экономической ситуации в стране.

Никольская Eлена (К.э.н., доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им.Г.В.Плеханова)

Основной показатель эффективности Вуза - процент трудоустроенных выпускников. Информация о трудоустройстве выпускников в настоящее время собирается Минтруда с помощью опросов вузов.
Ассоциации выпускников вузов поддерживают связь и отслеживают карьерный рост своих выпускников, но не ясно сколько из них работают по выбранной специальности. В связи с этим, целью создания системы мониторинга выпускников в виде платформы для Минтруда, Минпросвещения и Минобрнауки является определение количества выпускников, которые остаются работать по специальности, анализ уровня оплаты их труда и карьерного роста. Данные показатели позволят корректировать в образовательных организациях необходимый уровень приема на определенную квалификацию с учетом потребности рынка труда. Также появляются возможности электронной трудовой на базе Пенсионного фонда России, где будут собираться данные о работе выпускников.

Еныгин Дмитрий (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова)

Это очень хорошая практика, которая позволит придать этому процессу системный характер. Конечно же нельзя говорить о трудоустройстве выпускников только лишь с позиции учебного заведения, так как это будет однобоко, а разработав единую платформу, на которой могли бы соотносится ВУЗы и работодатели, государство получит явный импульс к улучшению. К тому же это будет тоже некий своеобразный локальный рейтинг вузов, потому что на платформе можно будет отследить выпускники какого ВУЗа наиболее востребованы на рынке труда.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также