В 2019 году в РФ закрылось в 2.3 раза больше компаний, чем открылось

20 февраля в 17:03 Пресс релизы 2 817 Иван Тихонов

Тренд последних лет на «депопуляцию» бизнеса – преобладание количества закрывшихся компаний над количеством новых – усилился в 2019 году, свидетельствуют результаты исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В минувшем году закрылось в 2,3 раз больше компаний, чем открылось. В целом по стране свернула свою работу каждая пятая компания.

Бизнес-климат с летальным исходом

В 2019 году в России начали свою работу 264,6 тыс. новых компаний (в исследовании берутся в расчет коммерческие предприятия без учета государственных и муниципальных предприятий), а прекратили деятельность – почти 611,8 тыс . Таким образом, в 2019 году на каждое открытое предприятие пришлось 2,3 закрывшихся, а убыль превысила 347 тыс. предприятий.

Диспропорция в пользу «умерших» предприятий планомерно росла последние годы. Наиболее ранние данные по демографии бизнеса датируются 2017 годом, тогда появилось 359,4 тыс. компаний, закрылось 510,7 тыс., то есть в 1,4 раза больше. В 2018 году открылись 290,2 тыс. новых компаний, прекратили работу 622,1 тыс., таким образом, на одно открывшееся предприятие пришлось 2,14 закрытых. Если в целом по 2017 году в России числилось 3,8 млн активных предприятий (имеющих сотрудников и ведущих хозяйственную деятельность), то в 2019 году таких осталось 3,12 млн, то есть за 3 года количество коммерческих предприятий сократилось на 680 тыс., или на 18%. Если же брать во внимание демографию всех организаций, включая государственные и муниципальные предприятия, то «смертность» стала превышать «рождаемость» еще с 2016 года.

При этом становится очевидным, что сворачивали бизнес далеко не одни новички. Более половины из закрывшихся предприятий проработали свыше года – с рынка ушли более 28,8 тыс. компаний с опытом работы от года до двух лет, 85,6 тыс. компаний возраста от двух до трех лет, 85,7 тыс. трехлетних, 64,7 тыс. четырехлетних и свыше 48 тыс. компаний от пяти лет и старше.

Смертность бизнеса превысила рождаемость во всех регионах, кроме пяти

Практически во всех регионах РФ в 2019 году количество закрывшихся бизнесов превысило число открывшихся, исключения составляют пять регионов – Ленинградская область (прирост на 585 предприятия), Чечня (+154 компании), Бурятия (+37 компаний), Ингушетия (+27 компаний) и Чукотка (+2 компании).

Наибольшая убыль предприятий (разница между ликвидированными и открытыми компаниями) зафиксирована в Москве (-124 497 компаний), далее следуют Санкт-Петербург (-31 782), Краснодарский край (-16 626), Свердловская область (-10 472), Московская область (-9 686), Новосибирская область (-9 275), Челябинская область (-8 142), Татарстан (-6 878), Пермский край (-6 878), замыкает десятку антирейтинга Самарская область (-6 697). При этом в данных регионах бизнес активнее всего как закрывался, так и открывался, однако динамика «смертности» все-таки оказалась сильнее.

Лидеры по закрываемости

Если в целом по России на каждую открывшуюся компанию пришлось 2,3 закрывшихся, то в региональном разрезе наиболее негативная «демография» зафиксирована в Мурманской области, где в 2019 году открылось 389 новых компаний, а закрылось 2506, то есть в 6,4 раз больше. На втором месте – Калининградская область, где на одно новое предприятие приходится 5,4 закрывшихся. Затем идут Ставропольский край (соотношение один к 4,5), Волгоградская область и Еврейская автономная область (соотношение один к 4,2), Марий Эл, Республика Алтай и Калмыкия, Республика Коми, Краснодарский край (в этих регионах закрылась каждая третья-четвертая компания).

Закрылась каждая пятая компания

Самые высокие показатели «смертности» бизнеса относительно общего числа активных предприятий также наблюдаются в Москве. В минувшем году в России закрылась каждая пятая компания, в то время как в столице прекратила работу каждая третья или четвертая компания (соотношение закрывшихся и действующих компаний – один к 3,5). Далее идут Ставропольский край (один к 3,6), Краснодарский край (один к 3,9), Мурманская область (один к 4,2), Еврейская автономная область (один к 4,3), Ярославская область (один к 4,4), Республика Марий Эл (один к 4,5), Вологодская область (один к 4,5), Пермский край и Волгоградская область (один к 4,8).

По материалам FinExpertiza
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Сизова Юлия (РЭУ им. Г.В. Плеханова, доцент)

Данная тенденция по сокращению числа коммерческих предприятий относится, в основном, к представителям малого и среднего бизнеса (МСП). Несмотря на большие надежды, возлагаемые на этот сектор и, казалось бы, всестороннюю поддержку, индекс деловой активности данных предприятий снижается, а их число в целом по стране продолжает падать.

Тем не менее, в большинстве концептуальных документов, посвященных стратегии социально-экономического развития РФ, начиная с 2000-х гг. («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу 2000-2001 г.»; «Социально-экономическая стратегия России на период до 2020 г.»; федеральные законы от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» и других), малый и средний бизнес рассматривается в качестве важного сектора укрепления национальной экономики.

Разработанные меры поддержки МСП в России реально работают такие как: оказание помощи в поиске финансирования; взаимодействие с органами власти; юридическая, информационная и маркетинговая помощь и т.д. Но, не могу не согласиться с мнением большинства экспертов в данной области, что процесс сокращения доли МСП в экономике страны происходит из-за падения спроса населения на товары и услуги, а также налоговая политика.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Сизова Юлия    27 февраля в 16:35

Данная тенденция по сокращению числа коммерческих предприятий относится, в основном, к представителям малого и среднего бизнеса (МСП). Несмотря на большие надежды, возлагаемые на этот сектор и, казалось бы, всестороннюю поддержку, индекс деловой активности данных предприятий снижается, а их число в целом по стране продолжает падать.
Тем не менее, в большинстве концептуальных документов, посвященных стратегии социально-экономического развития РФ, начиная с 2000-х гг. («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу 2000-2001 г.»; «Социально-экономическая стратегия России на период до 2020 г.»; федеральные законы от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; от 24.07.2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» и других), малый и средний бизнес рассматривается в качестве важного сектора укрепления национальной экономики.
Разработанные меры поддержки МСП в России реально работают такие как: оказание помощи в поиске финансирования; взаимодействие с органами власти; юридическая, информационная и маркетинговая помощь и т.д. Но, не могу не согласиться с мнением большинства экспертов в данной области, что процесс сокращения доли МСП в экономике страны происходит из-за падения спроса населения на товары и услуги, а также налоговая политика.

Читайте также