Саморегулирование грозит ликвидацией части участников строительного рынка


Ростехнадзор с начала октября 2017 года инициировал проверки саморегулируемых организаций в области строительства. В результате проверки те компании, которые будут уличены в неразмещении или неполном размещении средств компенсационного фонда на спецсчете СРО, будут подлежать ликвидации.

По подсчетам Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), саморегулирование грозит ликвидацией части участников строительного рынка. На данный момент рискуют прекратить деятельность около 64 СРО, в рядах которых до ста девелоперских компаний, пишут «Известия». Из них: 57 СРО разместили средства в недостаточном объеме, а остальные 7 СРО и вовсе не подтвердили размещение средств.

В НОСТРОЙ предупреждают, что из-за невозможности выполнения требования по размещению средств компенсационного фонда некоторые регионы РФ могут лишиться СРО в области строительства. Под риском остаться без строителей оказались Орловская, Смоленская, Костромская, Волгоградская, Новгородская и Ростовская области. Впрочем, НОСТРОЙ готов помочь регионам в создании новых СРО, дабы избежать полной остановки строительства.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Литинецкая Мария (Управляющий партнер «Метриум Групп»)

По Вашему мнению, как можно решить проблему с застройщиками в регионах? Какие последствия ожидают строительный рынок в случае ухода большого количества участников из-за невозможности пополнения компенсационного фонда?

Реформа саморегулируемых организаций в сфере строительства проходила без учета региональных особенностей СРО. До 2016 года только 44% всех членов СРО были участниками организации своего региона. Многие региональные девелоперы регистрируются в СРО Москвы и Санкт-Петербурга, потому что местные СРО далеко не всегда способны разработать современные производственные стандарты и регламенты, а также эффективно контролировать качество строительства. Кроме того, в некоторых областях недостаточно потенциальных членов СРО, из-за чего создать в них саморегулируемые организации невозможно по новым требованиям законодательства. Полагаю, что закон о саморегулируемых организациях должен задавать только самые общие «правила игры», а вот конкретные требования к СРО и их участникам необходимо вырабатывать на уровне регионов, а не страны в целом. В текущей ситуации, скорее всего, многие строительные фирмы будут вынуждены регистрировать юридическое лицо в регионе, где работает СРО, членом которой они хотят стать.

Что касается компенсационных фондов, то нужно понимать, что речь идет о фондах, которые создаются внутри СРО и никак не связаны с государственным фондом защиты прав дольщиков. Фонд СРО – это страховая финансовая «подушка» самой организации, а также ее членов на тот случай, если их услуги окажутся некачественными. Суммарный объем фондов СРО достигает 85 млрд рублей. Конечно, из-за сокращения самих СРО, а также из-за массового исключения их участников, наполнение фондов ослабнет.

Сычёв Роман (Генеральный директор Tekta Group (девелопер ЖК «Маяковский»))

По Вашему мнению, как можно решить проблему с застройщиками в регионах? Какие последствия ожидают строительный рынок в случае ухода большого количества участников из-за невозможности пополнения компенсационного фонда?

К сожалению, за годы своего существования не все строительные СРО продемонстрировали высокие стандарты и прозрачность работы. Иногда застройщики, планирующие сэкономить на взносах, вступали в организации, не внушающие доверия, но с низким уровнем взносов и требований к их членам, тем самым поощряя работу недобросовестного руководства таких объединений.
Недовольство профильных региональных властей результатами деятельности СРО заставило их в 2016 году поднять вопрос о ликвидации этих структур. Однако систему саморегулирования все же было решено сохранить, внеся значительные поправки в ее механизм. Главные из них – введение регионального принципа организации СРО и создание дополнительного компенсационного фонда для обеспечения договорных обязательств. Теперь застройщики должны состоять только в тех организациях, которые зарегистрированы в одном субъекте РФ с ними. Кроме того, массовые проверки работы СРО, особенно касательно размера и размещения средств компфонда, привели к закрытию многих организаций, которые не смогли обеспечить прозрачный механизм работы и сохранить взносы своих участников.

В итоге в некоторых регионах вообще не оказалось действующих СРО. Однако я полагаю, что это временная проблема, у которой есть два пути решения. Во-первых, можно создать новую саморегулирующуюся организацию в своем регионе. Этот вариант доступен для тех субъектов РФ, где насчитывается более 100 потенциальных членов СРО (определенный законодательством минимум). В большинстве краев и областей России действуют более сотни строительных организаций. Во-вторых, застройщик может изменить юридический адрес и прикрепиться к действующей в данном регионе СРО. Уже работающие общества строителей, которые оказались под угрозой закрытия из-за несоблюдения их участниками географического принципа, также могут поменять место приписки и привлечь к себе новых членов. Кроме того, всем СРО придется пройти аккредитацию в НОСТРОЕ, подтвердив свой статус и полномочия. Приостановка деятельности СРО, потерявших взносы в компфонд, будет стимулировать организации и самих застройщиков работать прозрачно в соответствии с действующими нормативами. Достойные СРО проблем с нехваткой средств обычно не имеют. Усиление контроля за саморегулирующимися организациями – полезная мера, которая приведет к увеличению стабильности данной системы и строительного рынка в целом. А время, необходимое для реорганизации, нужно просто спокойно пережить.

Шаталина Наталья (Генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» )

По Вашему мнению, как можно решить проблему с застройщиками в регионах? Какие последствия ожидают строительный рынок в случае ухода большого количества участников из-за невозможности пополнения компенсационного фонда?

Отмечу, что застройщики – это не всегда строители, которые в обязательном порядке должны числиться в СРО. Однако описанные экспертом проблемы, безусловно, затронут и застройщиков, поскольку фактическое соответствие новым требованиям законодательства не всегда может быть обеспечено со стороны строителей (генподрядчиков).

Новые законодательные нормы существенно отразятся на строительной отрасли. Однако, это в большей степени скажется на новых проектах, разрешение на строительство которых будет выдано после 1 января 2018 года. С указанной даты будет явным образом ощущаться недостаток как строителей, так и застройщиков. Можно сказать, что в связи с новыми нормами законодательства в регионах также как и в Москве и Московской области будет происходить постепенное укрупнение рынка, когда наиболее успешные игроки будут поглощать небольшие компании, либо застройщики, ведущие единичные проекты будут сами покидать рынок.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также