Требования по контролю за офшорными компаниями будут смягчены

11 июля 2014 г. Государство 1 1527 Гэу Андрей

Минфин пошел на встречу бизнесу, смягчив в последней редакции «антифошорный» законопроект. В частности, ведомство согласилось повысить с 3 до 10 миллионов рублей размер прибыли, декларировать которую должны владельцы офшоров. Порог владения офшором установлен на уровне 50% в 2015 году и 25% — в 2016 году.

Другое предложение, с которым выступают чиновники - установление порога владения офшором на уровне 50% в 2015 году, а в 2016 году снижение этот порога до 25% для одного лица либо до 10%, если сложенные доли российских резидентов превышают 50%.

С налогоплательщиков может быть снята ответственность за нарушения правил декларирования офшорной прибыли в 2015-2016 годах. Вместо этого с 2017 года предусматривается наказание - 20% от неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года, настаивают в министерстве и просят правительство внести его для рассмотрения на осенней сессии Госдумы.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Батанов Егор (Партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры")

Главная цель законопроекта – борьба с наиболее распространенными схемами по минимизации налогообложения за счет переноса налоговой базы из России в подконтрольные компании, зарегистрированные в низконалоговых, как правило, оффшорных юрисдикциях. Закон направлен на то, чтобы сделать такие схемы невыгодными для российских бенефициаров, поскольку вся прибыль, аккумулированная на таких подконтрольных компаниях, будет вменяться бенефициару в качестве его собственного дохода. Действительно, принятие закона может привести к повышению налоговых доходов бюджета, однако это будет возможным только при условии если у российских налоговых органов будет реальная возможность по осуществлению контроля за «оффшорными» доходами, т.е. если будет организован обмен налоговой информацией с зарубежными странами. Пока российским налоговым властям нечем похвастаться в этом направлении – информационный обмен с самими «черными» юрисдикциями практически отсутствует, а с «серыми», вроде Кипра – не очень эффективен. Однако, не исключено, что эта ситуация изменится, в том числе, вследствие давления на оффшоры мирового сообщества, осуществляемого под эгидой ОЭСР, в рамках глобального тренда по борьбе с уклонением от налогообложения в низконалоговых юрисдикциях.
Принятие закона вряд ли приведет к серьезной репатриации капитала, скорее наоборот, существует вероятность, что некоторые налогоплательщики примут решение окончательно перевести свой бизнес из России или сменить место жительства дабы, в том числе избежать применения закона. Более того, с начала 2014 г., когда впервые проект закона начал публично обсуждаться, темпы вывоза капитал из России существенно увеличились и сейчас достигают рекордных значений.
Для большинства предприятий, использующих в своей деятельности контролируемые иностранные компании, сейчас, пожалуй, есть две стратегии: отказаться от таких компаний совсем и перевести свой бизнес полностью в Россию или «зарыться в оффшоры» еще глубже, т.е. усложнить и запутать структуру владения, дабы она стала труднодоступной для раскрытия со стороны налоговых органов. Если оффшор используется только как копилка и не участвует в активной деятельности, то требования закона можно будет довольно легко обойти.
Пока еще не ясна окончательная концепция законопроекта – будет ли он распространяться только на физических лиц, контролирующих зарубежные компании, или также затронет и российские организации, имеющие дочерние иностранные компании. В последнем случае закон очень серьезно ударит по многим отраслям экономики, в которых использование иностранных оффшорных компаний является обычным делом, например по международным перевозчикам или судовладельцам. Отказ от оффшорных подразделений может полностью разрушить экономику этих компаний.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также