К руководству некредитных финорганизаций предъявят единые требования

28 апреля 2015 г. Государство 3 2241 Гэу Андрей

К учредителям, органам управления и должностным лицам некредитных финансовых организаций (НФО) введут единые обязательные требования. Соответствующие поправки к отдельным законодательным актам РФ внесены в Госдуму депутатами Николаем Гончаром, Вадимом Куминым и Анатолием Аксаковым.

По словам Аксакова, являющимся главой комитета ГД по экономической политике и президентом Ассоциации региональных банков России, законопроект направлен на повышение эффективности контроля и надзора за качеством корпоративного управления, возможными рисками и прозрачностью структуры собственности НФО.

«Сейчас на финрынке существует много нарушений. Бывают случаи, когда одни собственники поработали в микрофинансовой организации, обманули людей - переходят в другую, и так далее. Мы выравниваем требования к деловой репутации некредитных финансовых организаций, чтобы те, кто вел себя неправильно, злоупотреблял, не могли продолжить свою деятельность на рынке», - пояснил Аксаков.

Он указал на отсутствие в настоящий момент единого подхода к определению критериев оценки деловой репутации и финансового положения учредителей, органов управления и должностных лиц НФО, а также единого подхода к установлению квалификационных требований, предъявляемых к органам управления и должностным лицам НФО.

Требования к квалификации, в частности, касаются образования, опыта работы, отсутствия судимости за умышленные преступления или судебного решения о признании виновным в банкротстве юрлица и т. п.

В перечень НФО, на которые распространятся новые требования к деловой репутации, входят: профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, организации, осуществляющие клиринговую деятельность, страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования, микрофинансовые организации, ломбарды.

«При разработке законопроекта были учтены требования международных организаций и опыт других государств в сфере надзора на финансовых рынках», — подчеркивают авторы документа.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Жолудев Михаил Леонидович (Генеральный директор, КПФМ (КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ))

Давайте вспомним цель приятия закона о МФО, который действует уже около 5 лет, – дать доступ к заёмным средствам в небольших размерах малообеспеченным слоям населения, небольшим предприятиям, не имеющим кредитной истории и налаженных связей с банковским сектором.
Вводя сегодня такие ограничения, мы начинаем МФО приближать по степени контроля к банковским структурам, что, в свою очередь, может ограничить их деятельность до такой степени, что не будет достигнута цель, которую вкладывал законодатель, принимая в закон об МФО.
Мы приветствуем повышенное внимание к учредителям и руководителям МФО с целью не допустить на этот рынок людей, цель которых совершение противоправных действий на данном рынке, но никто не отменял необходимость правовой грамотности самих вкладчиков, которые должны помнить, что, инвестируя в МФО, они не только могут заработать существенно больше банковских процентов, но и величина риска значительно выше, поскольку государство не страхует вложения в МФО.

Иосуб Вадим (Старший аналитик, Альпари)

Попытку навести порядок на рынке некредитных финансовых организаций можно только приветствовать. С развитием финансового рынка растет как спрос на различные небанковские услуги, так и предложение подобных услуг. Но в отсутствие контроля и регулирования среди участников рынка появляются недобросовестные лица, цели которых заведомо неблаговидны. Там, где обращаются деньги, всегда будут желающие урвать кусок незаконным образом. В результате страдают потребители финансовых услуг, нарвавшиеся на непорядочного контрагента, а на саму сферу финансов или отдельные ее сектора, падает тень.
Требования к деловой репутации учредителей и руководителей финансовых организаций помогут оградить отрасль от откровенных мошенников, обезопасят потребителей финансовых услуг и будут работать на укрепление имиджа добросовестных участников рынка.

Сороко Антон (Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

Полагаем, что данные изменения ложатся в общую канву изменений, которые были запущены в момент реорганизации ФСФР в форме присоединения к ЦБ РФ. По сути у регулятора был выстроен процесс банковского надзора, но было необходимо практически с нуля выстраивать надзор над всеми видами НФО, что, конечно, непросто, учитывая то, что все сегменты рынка здесь очень сильно отличаются друг от друга, а прозрачность пока остается достаточно низкой. В большей степени предполагаемые изменения сосредоточены на улучшении качества корпоративного управления, снижение рисков для конечных потребителей и повышении устойчивости всего рынка НФО. Мы оцениваем их нейтрально-позитивно.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также