Россия заняла 45 место в мировом рейтинге конкурентоспособности

30 сентября 2015 г. Государство 3 2164 Гэу Андрей

В ежегодном в рейтинге конкурентоспособности, публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Россия поднялась с 53-го на 45 место. Улучшения, в частности, связаны с повышением эффективности рынка товаров и услуг, которое произошло благодаря снижению административных барьеров, говорится в отчете ВЭФ.

Другим важным фактором улучшения позиции России в рейтинге стал пересмотр МВФ показателей паритета покупательной способности - в результате денежная оценка ВВП РФ выросла с $2,55 до $3,56 трлн (6-е место в мире).

Среди сильных сторон конкурентоспособности России отмечаются большой размер рынка, достаточно устойчивые макроэкономические показатели, доступные человеческие ресурсы и развитая базовая инфраструктура.

В то же время на макроэкономическую ситуацию в России сильное влияние оказала рецессия, в которой оказалась страна после валютного кризиса в конце 2014 года.

В тройку лидеров рейтинга традиционно вошли Швейцария, Сингапур и США. Из стран БРИКС по конкурентоспособности Россию опередил только Китай (26 место), ЮАР заняла 49 место, Индия - 55, Бразилия - 75.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Цыганов Андрей Геннадьевич (Заместитель руководителя ФАС России)

Как вы прокомментируете позицию России в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ?

В этом году положение России в рейтинге глобальной конкурентоспособности во многом было улучшено благодаря снижению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности, особенно малого и среднего бизнеса.
За действиями органов государственной власти мы следим давно – начиная с 1991 года. На протяжении этих 25 лет мы выявили несколько десятков тысяч нарушений. Пик возбужденных дел пришелся на 2010-2011 годы – в среднем около 6000 дел. Сейчас их количество начало постепенно снижаться.
Это происходит по большей части благодаря адвокатированию конкуренции как на федеральном уровне, так и в регионах. У нас, например, есть «Черная» книга худших антиконкурентных практик и «Белая» с лучшими проконкурентными. Они были созданы нами для того, чтобы органы власти имели наглядные примеры актов, ограничивающих конкуренцию, и стремились избегать появления новых таких актов. И это работает, так как никто не хочет видеть себя в Черной книге.
Также серьезный эффект оказало введение с 1 января 2015 года оценки деятельности всех губернаторов на основе Стандарта развития конкуренции в регионах, разработанного в соответствии с дорожной картой «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». «Успеваемость» губернаторов в области развития конкуренции будет доводиться до Президента. Новая версия Стандарта утверждена 5 сентября 2015 года Распоряжением Правительства Российской Федерации.
С этого года для развития предпринимательства Стандарт начал внедряться во всех регионах. Год назад он был внедрен только в 6 из них – Санкт-Петербурге, Татарстане, Хабаровском крае, а также Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях, а в 2016 году уже в каждом регионе должны существовать все необходимые административные, правовые и институциональные инструменты для создания равных условий для предпринимателей на локальных рынках, снижения административных барьеров и поддержки институтов развития бизнеса. Это некий минимум, но мы надеемся, что в каждом субъекте Российской Федерации будет сделано больше и по индивидуальной системе с учетом региональных особенностей. Это в дальнейшем, на мой взгляд, также должно сказаться на результатах рейтинга.
Мы понимаем, что сами мы также не должны быть административным барьером, а наш контроль и надзор – избыточным, поэтому работу в этом направлении проводим регулярно. Сегодня, кстати, Совет Федерации единогласно принял наш четвертый антимонопольный пакет – около 100 страниц поправок в антимонопольное законодательство. И их внушительная часть направлена именно на либерализацию законодательства и ликвидацию избыточного давления на малый и средний бизнес. Так, например, существенно расширяется применение институтов предупреждения и предостережения, которые позволяют устранить нарушение закона о конкуренции без возбуждения дела и серьезных финансовых потерь.

Ткачук Роман (Ведущий аналитик, ИК Прагматика)

Сложно давать оценку подобным рейтингам, публикуемым Всемирным экономическим форумом с пропиской в западных странах. Как известно, в аналогичных рейтингах по уровню “демократии”, “прав человека” и т.п. Россия занимает места во второй сотне на уровне африканских и латиноамериканских стран. Многое зависит от угла зрения – с точки зрения западных стран Россия видится отстающей страной. Классический пример – с точки зрения кредитоспособности, рейтинг России от западных рейтинговых агентств (S&P, Moodys, Fitch) находится на низком уровне, в то же время рейтинг России от китайского агентства Dagongпочти максимален и выше, чем рейтинг США.

Матюшенко Антон (Президент, Российская ассоциация честных адвокатов)

Как вы прокомментируете позицию России в рейтинге? Какие проблемы остаются нерешенными для более эффективного ведения бизнеса в РФ?

Мое отношение к рейтингам нейтральное. Данная информация сложно проверяемая, поэтому испытываю к ней недоверие. Однако, такая информация может учитываться в различных сферах деятельности.

Для более эффективного ведения бизнеса в РФ государство должно предоставить гарантии исполнения законов, защиты прав и интересов человека.
Государство должно создать благоприятный инвестиционный климат. А его можно создать только привлекательными условиями ведения бизнеса. Для этого важно благополучие населения. Каждый человек должен быть уверен в своей защищенности, в благополучии семьи, тогда он сможет посвятить себя бизнесу, ремеслу, труду, в целях самореализации и обеспечения себя и своих интересов.

В нашей стране защита прав и интересов человека остается недостаточно удовлетворительной. Очень много преступлений совершается на основании корыстных побуждений, так называемое рейдерство. Собственник бизнеса рискует быть жертвой преступления, быть привлеченным к уголовной ответственности. Зачастую представители власти и закона либо непосредственно участвуют в рейдерских атаках, либо покровительствуют такой деятельности.

Во 2-ой статье Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Красиво на бумаге, на практике же есть к чему стремиться.
Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Достойная жизнь – это то, что важно для человека. В комфортных условиях жизни человек будет лучше трудиться и развиваться, рабочие будут плодотворнее, предприниматели успешнее и продуктивнее.
Статья 8 Конституции РФ гарантирует «единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Статья 34 Конституции РФ предоставляет каждому «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
На практике, государство, в лице представителей власти, слепо следует правилам, без учета изменения ситуации в мире и обществе. В пример можно привезти запрет судом РФ «колионов», введенных Михаилом Шляпниковым для улучшения условий бартера между участниками-партнерами. Данный инструмент, способный облегчить жизнь граждан на селе, прокурор счел денежными суррогатами, представляющими угрозу для осуществления монополии Российской Федерации на эмиссию денежных средств, дезориентирующими население в условиях экономического кризиса. При том, что защитой в суде было обеспечено участие экспертов в области экономики и в частности в области денежных суррогатов, которые признали колионы не соответствующими признакам денежных суррогатов. При этом, прокурор в суде не смог даже пояснить в чем выражена угроза от колионов, что свидетельствует о наличии такой угрозы. Суд в своем решении об угрозе РФ умолчал, признав колионы только денежными суррогатами.
Статьей 45 Конституции РФ «гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации». Зачастую потерпевшему по делу очень сложно добиться защиты своих прав, тем более в случае совершения в отношении него преступления представителями правоохранительных органов. Cложно добиться защиты прав от надзорного органа – прокуратуры, призванного следить за исполнением законов в РФ и соблюдением прав человека. Также сложно добиться защиты от «беспристрастного и независимого» суда, в то время как статьей 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Не работает на практике и установленная статьей 49 Конституции РФ презумпция невиновности.

В общем законы у нас хорошие, но их исполнение хромает, что оказывает негативное влияние и на бизнес среду.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также