Минтруд не будет «решать судьбу» социальных сетей на рабочем месте

19 февраля 2016 г. Государство 4 1665 Иван Тихонов

В январе 2016 года Владимир Слепак, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты, направил письмо вице-премьеру РФ Ольге Голодец, в котором указывал на проблемы трудовой дисциплины. Он посетовал на то, что понятие трудовой дисциплины размыто, а в организациях практикуется общение работников в чатах, социальных сетях, участие в играх в рабочее время.

Ольга Голодец поручила министру труда Максиму Топилину рассмотреть обращение Слепака с просьбой запретить использование социальных сетей на рабочем месте.

В ответ на это, в Минтруде заявили, что все трудовые нормы уже прописаны в Трудовом кодексе. Ведомство добавило, что не будет делать никаких запретов, поскольку вопрос использования соцсетей регулируется правилами внутреннего распорядка каждой отдельной организации, а также локальными нормативными актами, коллективным трудовым договором и т.д.

Более того, в Минтруде отметили, что к ним не поступало никаких подобных просьб от работодателей. Ввиду этого, министерство не видит предпосылок для введения запрета.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Овчаренко Анастасия (Руководитель практики «ИТ и Вещание», хедхантинговое Агентство Контакт (InterSearch Group Russia))

Влияет ли общение в соцсетях на трудовую дисциплину и производительность труда?

Да, общение в социальных сетях, безусловно, влияет на производительность труда.
Но надо понимать, что человек в любом случае будет какое-то количество рабочего времени заниматься нерабочими вопросами, с корпоративного компа или с телефона.

Аналитики Google подсчитали, что в среднем 20% рабочего времени уходит на нерабочие задачи, и в их соглашениях с сотрудниками прописано, что человек может те самые 20% рабочего времени тратить на свое усмотрение. Это приводит к хорошей лояльности со стороны сотрудников.

В целом нужно ставить подчиненным и коллегам задачи таким образом, чтобы не было желания постоянно посещать социальную сеть. Просто поставив запрет, повышения производительности не добьешься. Тем более на сегодняшний день новые медиа (соц.сети в том числе) — это инструмент общения, профессионального в том числе, а иногда это вообще инструмент работы (у маркетологов, рекрутеров, пиарщиков и пр.).

Важно разработать определённую политику в отношении социальных сетей, донести ее до сотрудников и зафиксировать, какую информацию можно выдавать в соц.сети о своей компании, чтобы сотрудники были адвокатами бренда — вот это по-настоящему важно. Ведь если с этим не работать, в сеть может попасть лишняя информация, которая может отразиться не лучшим образом на самой компании.

Данилова Елена (Старший тренер-консультант, CBSD)

Стоит ли вносить в должностные инструкции (трудовой распорядок) вопрос об использовании соцсетей в рабочее время? Влияет ли общение в соцсетях на трудовую дисциплину и производительность труда?

С моей точки зрения, ответ Минтруда адекватен и компетентен. Должностная инструкция, действительно, является внутренним локальным нормативным актом, регулирующим нормы труда в компании. Простыми словами, это дело компании.

Хотелось бы отметить, что общение в соц.сетях во время работы, как и любое другое отвлечение, действительно может отвлекать от решения рабочих задач. У компаний есть различные способы регулирования возможности сотрудников пользоваться соц.сетями: блокирование сайтов, блокирование интернета, установка программ, которые отслеживают активность сотрудников в интернете, прямой контроль руководителя и так далее. Я согласна с Минтрудом, на данное предложение нет запроса, ни от работодателя, ни от работников.

Петровичева Светлана (Управляющий Партнер Кадрового центра «Агентство 21 век»)

Стоит ли вносить в должностные инструкции (трудовой распорядок) вопрос об использовании соцсетей в рабочее время? Влияет ли общение в соцсетях на трудовую дисциплину и производительность труда?

Во многих компаниях во время рабочего дня у сотрудников открыты социальные сети. В большинстве случаев их закрывать бессмысленно, так как сотрудники могут пользоваться смартфонами и выходить в Интернет через мобильный интернет. Кроме того, использование социальных сетей позволяет расшить круг знакомств, найти новых клиентов, ведь, при правильном менеджменте сотрудник ориентирован на результат и не сидит в социальных сетях, если они помешают рабочему процессу. Для нас как для рекрутингового агентства, социальные сети - это площадка для нетворгинга, которая помогает привлечь дополнительную аудиторию на вакансии и расширить связи.

Зачастую во многих компаниях через социальные сети транслируется корпоративная культура. Да, и сложно представить передовую организацию без страницы на Facebook, которая также помогает, улучшить коммуникации сотрудников внутри отделов.

Максимова Евгения (Директор по развитию бизнеса «Рекадро»)

Стоит ли вносить в должностные инструкции (трудовой распорядок) вопрос об использовании соцсетей в рабочее время? Влияет ли общение в соцсетях на трудовую дисциплину и производительность труда?

О влиянии соц.сетей на трудовую деятельность спорят психологи, HR-ы и менеджеры во всем мире, и здесь нет однозначного ответа. Безусловно, запретов на уровне законодательства существовать не может и не должно – каждая компания решает это по-своему, ведь принимать во внимание нужно многие факторы, например:

· специфика деятельности: для творческих профессий, для коммуникаторов общение и серфинг в социальных сетях могут стать не помехой в работе, а вдохновением и способом повысить свою эффективность.

· ценности компании. Свобода действий или дисциплина? Плюсы и минусы есть у обоих вариантов, какой больше подходит для менеджмента и сотрудников – такой и стоит ставить во главу угла. Для молодежи доступ к социальным сетям вообще может являться одним из критериев выбора работы, но это отнюдь не значит, что они будут низкопроизводительны.

В Рекадро принят свободный доступ к социальным сетям – во-первых, это связано с профессиональной сферой (social networking – один из эффективных способов закрытия вакансий); во-вторых, компания нацелена на инновации, развитие, творческую свободу, у нас достаточно молодой коллектив; в-третьих – мы так и не нашли взаимосвязи между тем, сколько времени человек проводит в социальной сети, и его продуктивностью. Если человек не хочет работать – он и без доступа к соц.сетям будет пить чай, болтать и «имитировать бурную деятельность» без какого-либо результата, поэтому, с моей точки зрения, такие запреты просто бессмысленны – злоупотребление интернет-серфингом и социальными сетями лишь показывают внутренние проблемы компании, а не являются их причиной.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также