Чиновники считают необходимым продлить «заморозку» накопительной части пенсии в 2017 году

15 марта 2016 г. Государство 1 1560 Иван Тихонов

Заморозка еще на год накопительных пенсионных взносов позволит сэкономить бюджету 400 млрд рублей в 2017 году. В Минфине полагают, что в ближайшее время в казне не будет достаточно средств для трансферта ПФР.

Сверх того, в ведомстве считают меру целесообразной, ввиду грядущего реформирования накопительной пенсионной системы. Чиновники, знакомые с ходом рассмотрения вопроса, рассказали «Ведомостям» о том, что в правительстве обсуждаются вопросы о модификации накопительной системы, в том числе и о полной отмене накопительного компонента.

За сохранение накопительной системы выступили ранее в МЭР, Минфине и Банке России; социальный блок настаивал на необходимости вывести накопительный элемент из системы ОПС.

Представители регулятора полагают, что накопительный компонент важен для защиты прав будущих пенсионеров. Это также источник длинных денег в экономике страны. В то же время Центробанк считает рациональным шагом видоизменение накопительной составляющей.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Звенигородский Сергей (Директор по развитию агентской сети, АО «СОЛИД Менеджмент»)

Оправдано ли продление заморозки накопительной части пенсии при нынешней конъюнктуре?

Деньги на выплату нынешним пенсионерам в бюджете ПФР не один год пополняются из федерального бюджета и объем налогов в помощь пенсионерам уже достигает двух триллионов рублей в год. Не все платят налоги, не все обеспечены рабочими местами и не у всех работа оплачивается на приемлемом для жизни и необходимого размера страховых взносов уровне. Кроме того, из-за демографического спада распределительная система может полностью рухнуть до 2025 года, уже сейчас 37 миллионов пенсионеров приходится на 46 миллионов работников. Накопительная система отвлекает часть взносов работников на их собственные пенсии и снижает объемы требуемых в ПФР на выплату нынешним пенсионерам средств. Эта мысль доводится правительству и депутатам постоянно. Почему-то резко исчезли аргументы и факты 2000 года, когда накопительный компонент собирались вводить, ведь тогда ситуация в ПФР была еще хуже, а бюджет только начал пользоваться нефтяными сверхдоходами. Демографический спад с помощью распределительной системы не решить, а массовое привлечение «гастарбайтеров» не дало большого притока пенсионных взносов, поэтому систему нужно подстраховать другими инструментами.
В поисках инструмента правительство заинтересовалось зарубежным опытом – накопительным компонентом. Его суть заключается в передаче ответственности по обязательствам бюджета на бизнес. За «индексацию» пенсий будет отвечать конкретная компания, а надзор за ней будет осуществлять государство (законы в пенсионной сфере проработаны отлично, по сравнению с законами в других отраслях). К нашему времени средняя экономия от существования накопительного компонента напрямую составляет около 400 млрд. руб. в год, т.е. эти деньги государство не выделяет из федерального бюджета на покрытие инфляции (средняя инфляция – 9,8%). Если посчитать эффект от пенсионных средств в экономике страны, то смело можно умножить вдвое, поскольку именно они сейчас «держат» фондовый рынок страны и помогают Минфину работать с внутренними инвестициями. К чему же приводит «заморозка» пенсионных накоплений на четвертый год подряд? Про доверие к институтам правительства и постоянные изменения курса развития упоминать уже неэтично, а вот около 40 млрд. рублей в год прямых убытков в год процедура приносит, ведь именно настолько растут обязательства перед пенсионерами у правительства с каждым изъятием. Косвенные убытки в виде более дешевой ликвидности для крупных предприятий и снижения давления на ставки банков подсчитать сложнее, но цифры в несколько десятков миллиардов рублей для экономики страны проявляются с первого изъятия. Ликвидируя накопительный компонент, правительство вернется к ситуации 2000-го года, но уже без времени на решение надвигающегося кризиса и вливаний из федерального бюджета на покрытие дефицита выплат пенсионерам. Взятие дополнительных обязательств обрушит бюджет ПФР на год ранее, а получаемые средства из накоплений позволят снизить давление всего на один год, т.е. старые методы помогут части чиновников отчитаться о решении задачи в пенсионной сфере и уйти в течение двух-трех лет, после чего следующим должностным лицам придется иметь дело с кризисом в «пожарном порядке». К сожалению, существование накопительного компонента также не гарантирует баланс между пенсионерами и работниками (про достойную пенсию большинству также можно не упоминать), поскольку с 2002 по 2009 год им фактически никто не занимался (не было назначено ответственного лица или ведомства), а с момента создания Минтруда имеющиеся временные резервы проматываются и наверстать их можно уже с куда большими потерями, чем ранее.
Создание общего пенсионного негосударственного обеспечения (ОСАГО?) на добровольно-принудительной основе проводится, как решение проблемы, но упускается из виду (?), что ее начали изучать еще в начале пенсионной реформы. В 2000-х стали приводить в порядок сферу негосударственных пенсионных фондов (изменения в их основной закон ФЗ 75 от 1998 года) для поддержки населения в старшем возрасте и выяснилась одна деталь – обеспечить корпоративными пенсиями можно около 10% населения (сейчас эта цифра не изменилась), остальные 90% никогда и ничего сами не накопят. Предложения некоторых граждан накапливать на пенсию самим: «дайте нам пенсионные деньги, положим их на счет и будем откладывать туда» опровергаются статистикой, самой возможностью откладывать постоянно пользуется около 5% и еще около 5% имеют такую возможность, не делают это нерегулярно. Тем не менее, правительство в 2014 году (!) создало для них аналог пенсионных счетов США – были созданы индивидуальные инвестиционные счета и налоговые льготы по ним. Это будет тем самым третьим уровнем пенсионного обеспечения, но только в долгосрочной перспективе. У государства уже нет времени на эксперименты, необходимо оптимизировать (улучшать, не ликвидируя) имеющиеся инструменты – страховую и накопительные части пенсии, бюджетные потоки, налоговое администрирование, систему льгот и зарплат, манипуляции с которыми позволят пройти кризис с меньшими потерями и без «авральных» приемов работы.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также