МЭР ухудшило показатели в обновленном сценарии развития экономики

22 сентября 2016 г. Государство 4 1218 Иван Тихонов

В рамках совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева МЭР представило обновленный сценарий развития экономики России на текущий год и на плановые 2017-2019 гг. В новом прогнозе ведомство предсказывает рост курса рубля, рост промышленного производства и сокращение инфляции в 2016 году.

Тем временем, ведомство ухудшило прогнозы по всем другим экономическим показателям. Так, в 2017 году рост ВВП составит не 0.8%, как предсказывали аналитики в апреле, а 0.6%. К 2019 году рост может составить 2.1%. Оборот розничной торговли сократится на 4.6%, а не на 2.7% предсказанных весной. Уже в 2017 году розничная торговля вырастет на 1.1%, а в 2019 году – на 2.5%.

МЭР предполагает, что производительность труда к 2019 году увеличится на 5%, а экономика выйдет на среднемировые темпы роста. Чтобы этого достичь, государству придется нарастить инвестиционные расходы. В то же время правительство намерено заморозить расходы на уровне 15.787 трлн рублей на три года. Доходы при этом составят 12.3 трлн рублей. Таким образом, бюджет будет дефицитным и придется тратить резервы, а также занимать средства как внутри страны, так и за рубежом.

Вдобавок, со следующего года пенсии будут индексироваться на инфляцию прошедшего года. По мнению МЭР, к концу 2017 года не удастся достичь 4-процентной инфляции.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Орлов Сергей (Доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?

Как известно, сама идея о разработке прогнозов в режиме нескольких ожидаемых сценариев возникла в связи с подготовкой Стратегии — 2020, впоследствии утверждённой Правительством. При этом временной лаг разработанного документа ориентировался тогда на двенадцатилетний период- 2008-2020г.г. Впрочем, в то время при оптимистичном развитии цен в нефтегазовом секторе и максимальной рыночной стоимости добывающих компаний сценарий мыслился почти всегда как оптимистичный. Пессимистичный и даже консервативный варианты зачастую подвергались критике оппонентов. Но с той поры «утекло немало воды», и нынешнее вездесущее око МЭРа наводит, увы, на неоднозначные раздумья...

Действительно, современная парадигма общественного развития с той поры кардинально изменилась: она стала гораздо более непредсказуемой, экономически взрывной и трудно поддающейся вообще каким - либо прогнозам. Поэтому, на мой взгляд, Минэкономразвития необходимо перестать заниматься самолюбованием в плане чересчур краткосрочного публичного высказывания своей позиции на развитие экономики. Иначе как-то неудобно: сам прогнозирую, сам изменяю, иногда уж слишком ретиво, недавно обнародованную позицию, и далее вновь через 3-4 месяца, а иногда и ранее, появится очередной прогноз... Господа, это вполне допустимо для работы над диссертацией, какой-то научно-исследовательской тематикой, но не для государственного уровня.

Работать для самого себя - не вполне компетентная позиция. Гзлавный ориентир- подготовка сценария развития на очередной финансовый год и на ближайшие три года. Причём для народа важно знать, когда приблизимся к основным социально-экономическим показателям, т. е., к целям развития. Отсюда следует определять возможный тактический вектор модели развития на ближайшие три года. Именно этого требует Президент и ожидает население.

Как оцениваю новые экономические перспективы? В целом, положительно. Однако давайте подождём до завершения третьего квартала будущего, 2017года, и тогда ответим на вопрос о состоятельности прогнозов нынешнего Минэкономразвития России. Только не стоит ежеквартально, а то и ежемесячно, «подрихтовывать» сделанные совсем недавно выводы. Иначе, зачем нам такой МЭР?

Нигматуллин Тимур (Финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer), Группа компаний "ФИНАМ")

Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?

В целом, я положительно оцениваю макро прогнозы МЭР, которые, очевидно, будут с небольшими доработками использованы при расчетах во время бюджетного процесса. Они в достаточной степени консервативны для того, чтобы для исполнения федерального бюджета не пришлось в экстренном порядке занимать или «печатать» деньги. При этом, я не исключаю, что реальность в итоге окажется даже несколько более позитивной. Так, согласно краткосрочному прогнозу Министерства энергетики США (EIA), к концу года стоимость барреля нефти марки WTI составит $45, а в конце следующего года дойдет до $60 за баррель. Данные ценовые уровни примерно соответствуют границе операционной себестоимости производства для большей части трудноизвлекаемых запасов нефти во всем мире. В таком случае, темпы роста ВВП и доходов будут умеренно выше ожиданий.

Поддубский Михаил (Аналитик группы компаний "TeleTrade" )

Как Вы оцениваете новые экономические перспективы РФ на ближайшие три года, прогнозируемые МЭР?

Прогноз МЭР обновлен совсем не сильно, чтобы можно было делать какие-либо резкие выводы. Уменьшение инфляции в 2016 году - это следование прогноза за реальными цифрами, которые мы видим на данный момент. Вопрос дальнейшей индексации пенсионных выплат пока вроде бы не вызывает больших вопросов, бюджетные проблемы по-прежнему очевидны, но решаться они будут, видимо, за счет сокращения других расходных статей бюджета а также возможной приватизации.

Что касается прогноза уровня инфляции в 4.1% к концу 2019 года, то здесь не нужно искать каких-либо скрытых смыслов. Да, ЦБ собирается достигнуть показателя в 4% к концу 2017 года и держать его на этом уровне. Разброс в 0.1% между прогнозами Минэкономразвития и ЦБ для показателей через три года не имеет сейчас большого значения.

Мы по-прежнему, разумеется, имеем огромную зависимость наших экономических показателей от динамики нефтяного рынка. То, что в базовом сценарии сейчас отражен уровень нефтяных цен в 40 долл/барр., нам кажется правильным (это вполне реальный прогноз). Соответственно, бюджет разумно принимать, исходя из именно таких переменных, тогда вероятность позитивных "сюрпризов" для бюджета будет больше вероятности негативных.

Хохрин Андрей (Директор по продажам, ИК "Ай Ти Инвест")

- Оценка цены нефти. Минэкономики применяет консервативные прогнозные планки – 40-55 долларов за баррель. Оценки очень разумны и, вероятно, отражают конъюнктуру спроса и предложения на сырье. С одной стороны, в последнее время ОПЕК проявляет большую активность в регулировании предложения. Пока это не вылилось в ограничения производства и экспорта. Но шансы на подобные соглашения велики. Ранее, такие соглашения были бы способны вызвать рост нефтяных цен. Однако стремительное совершенствование технологий в пользу энергосбережения ставит под вопрос возможности такого роста. Поэтому прогноз можно считать реалистичным.
- Грядущий экономический рост, по нашему мнению, оценивается министерством вполне адекватно. Отечественная экономика испытала именно структурный кризис, и этот кризис серьезным образом перераспределил доли отраслей в нашем ВВП. В сторону перерабатывающих, сельскохозяйственных секторов, в пользу производства вооружений, реанимации легкой промышленности. Эффект низкой базы и сильно обновленная структура экономики, видимо, позволят России выйти в ближайшие 2 года на средний прирост ВВП на уровне 2% и более.
- Дефицит бюджета на фоне поддержки экономического роста может оказаться более высоким, нежели прогнозные значения. Выше 2-3%. Пока дефицит сдерживается тратами страновых фондов, но этот процесс не может продолжаться длительное время. Отчасти спасти ситуацию может не только и не столько приватизация госкомпаний, но и активные внешние заимствования, которые станут доступны при ослаблении антироссийских санкций.
- Рост реальных зарплат сейчас слабо предсказуем. Внутренний спрос слаб, хозяйствующие субъекты склонных к экономии. Не исключено, что даже на фоне экономического подъема реальные доходы граждан на протяжение ближайших 2 лет не будут показывать повышения.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также