Российскому бюджету озвучили новые перспективы

7 октября 2016 г. Государство 5 2271 Иван Тихонов

Согласно положениям «Основных направлений бюджетной политики» Минфина, к 2020 году необходимо сократить первичный нефтегазовый дефицит бюджета на 3 п.п. ВВП. В ведомстве полагают, что российский бюджет станет сбалансированным при цене на нефть в 40 долларов за баррель. Именно эта цифра должна лечь в основу нового бюджетного правила, которое будет применяться с 2020 года.

В Минфине полагают, что доля государства в экономике должна быть сокращена. Дабы консолидировать бюджет, государству необходимо не только сократить расходы и увеличить доходы, но и вывести экономику из тени.

Основными объектами консолидации станут нефтегазовые компании, госкомпании и алкогольный рынок, пишут «Ведомости». В ведомстве предлагают сократить скрытые и прямые субсидии госкомпаниям, но увеличить минимальный уровень оплаты в бюджет дивидендов по акциям.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Орлов Сергей (Доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Как Вы оцениваете новый проект бюджетной политики, предложенный Минфином?

В принципе, новая бюджетная политика Минфина, о которой было заявлено накануне, не нова: сама консолидации бюджета, и по расходам, и пор доходам, как идея прорабатывалась достаточно давно и неоднократно обсуждалась в профессиональном сообществе. Сейчас откладывать эти решения никак нельзя, в противном случае необходимо будет пересматривать налоговую политику, а это чревато не только дополнительной нагрузкой на бизнес, но и ухудшением социальных настроений в обществе.

На мой взгляд, хотя и с опозданием, но всё же Минфином взят правильный вектор на повышение отдачи от деятельности госкомпаний и ФГУПов. Тем не менее, это не означает возможного повышения в среднесрочной перспективе акцизов по некоторым товарным позициям, но главное внимание нацелено на повышение отдачи от деятельности госкомпаний и других субъектов хозяйствования, находящихся под контролем государства. Кроме перечисленных - Роснефти, Газпрома, Сбербанка и ВТБ, немалое значение в плане бюджетной консолидации имеют и другие компании, напрямую связанные с государством: ПАО "Транснефть", ОАО "РЖД", АО "АИЖК", ГК "АСВ" и целый ряд других. В данном случае важно иметь ввиду два основополагающих, на мой взгляд, условия, от реализации которых и будет зависеть успех всей работы по бюджетной консолидации. Во-первых, доведение до логического завершения решения о значительном повышении уровня отдачи от госактивов, причём, что называется, по всем фронтам: рост уплаты дивидендов по акциям, возрастание доли прибыли в пользу государства, устранение неэффективных расходов и снижение чрезмерных затрат на зарплату у этой категории субъектов хозяйствования. Второе, не менее значимое условие, касается уже не только деятельности Минфина. Речь идёт о повышении эффективности управления в госкомпаниях, да и не только в них. На Международном инвестиционном форуме, недавно завершившимся в Сочи, была поставлена задача о повышении эффективности государственного менеджмента. Так вот, эта задача сейчас актуальна и для всех сфер предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности. Именно грамотный, профессионально подготовленный менеджмент в настоящее непростое время в значительной степени определяет эффективность деятельности любой структурной ячейки экономики, будь-то органы управления, госкомпании, или рядовые предприниматели.

Александров Олег (Директор ЦЭФК Групп)

Как Вы оцениваете новый проект бюджетной политики, предложенный Минфином?

В проекте новых «Основных направлений бюджетной политики» есть ряд инициатив, с которыми можно безусловно согласиться. Это, прежде всего -предложение повысить минимальный уровень уплаты в бюджет дивидендов по акциям акционерных обществ с государственным участием, а также доли чистой прибыли ФГУПов, перечисляемых в бюджет, до 50%. При этом необходимо отметить, что в целом целесообразно в среднесрочной перспективе снижение доли государства в экономике (с нынешних 70% до не более 20%) путем полного отказа от государственного участия в акционерном капитале коммерческих банков и небанковских кредитных организаций, страховых организаций, а также акционерных обществ,ГУПов (МУПов), государственных (муниципальных) учреждений, которые до сих пор есть в сфере торговли и услуг, производстве продукции гражданского назначения и в ряде других гражданских сфер. Участие государства в этих секторах представляется в принципе необоснованным. Здесь необходимо дать возможность развиваться сектору малого и среднего частного бизнеса, в том числе при предоставлении услуг для государственных (муниципальных) нужд на основе конкурентной долгосрочной контрактной системы. Также из положительных моментов следует обратить внимание на предложения Минфина России по отказу от дальнейшего увеличения налоговой нагрузки, которая и так к настоящее время велика и сдерживает экономический рост.

Вместе с тем, сложно согласиться с инициативами Минфина России по консолидациидефицита бюджета за счет сплошного сокращения бюджетных расходов, т.е. фактически их секвестра. С моей точки зрения, вместо изменения того правила, которое сейчас почему-то называется «бюджетным» (но по факту является правилом изъятия резервов из экономики нефтегазового сектора в государственные резервы), должно быть введено специальное правило бюджетной эффективности и результативности. Данное правило, например, может предусматривать увеличение бюджетных расходов на реализацию эффективных государственных программ Российской Федерации, которые вносят наибольший эффект в социальное и экономическое развитие и эти результаты действительно ежегодно достигаются, и наоборот, - сокращение бюджетных расходов на реализацию неэффективных государственных программ, эффект от которых отсутствует или незначителен. Именно в последнем случае и следует искать резервы, которые в сочетании с расширением экономической свободы предпринимательского сектора, увеличениемего налогооблагаемой доходной базы ипостепенным отказом от пресловутых «контр-само-санкций», позволят сбалансировать бюджет в среднесрочной перспективе.

Егоров Александр (Валютный стратег ГК TeleTrade)

Как Вы оцениваете новый проект бюджетной политики, предложенный Минфином?

Существующая модель бюджетной политики и государственной экономической политики, отдающей явные преференции гос. компания, в текущих реалиях себя исчерпала. Решить бюджетные проблемы за счет увеличения налогов и иных поборов, которые затем могут быть «успешно разворованы» или как минимум потрачены неэффективно и не по назначению, уже не получится. Стратегия оптимизации трат и повышения эффективности отдачи от действующих субъектов экономической деятельности - давно назревший шаг в направлении повышения цивилизованного введения бизнеса, в том числе, и в государственном секторе. По большому счету экономическая цель государства в отношении собственных граждан - распределять генерируемые блага в соответствии с конституционными принципами, а не обогащать кучку присосавшихся к власти «эффективных менеджеров и политиков». Снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов, как показал опыт 2014 -2016 гг., также приоритетная задача для повышения экономической устойчивости и самостоятельного экономического развития. С моей точки зрения, стратегия, предложенная Минфином заслуживает внимания и последовательной реализации для достижения заявленных целей.

Зварич Богдан (Старший аналитик в Freedom finance)

Как Вы оцениваете новый проект бюджетной политики, предложенный Минфином?

Первое что стоит отметить, что данная мера необходима. Государству, в сложившейся сложной ситуации, придется урезать расходы для недопущения роста дефицита и, соответственно, уровня долга. Одни из вариантов – подъем налогов, что позволит увеличить доходную часть бюджета, однако он в текущий момент не рассматривается. Второй вариант – снижение расходов, например, через сокращение скрытых и прямых субсидий. В результате, пострадают конкретные компании, а не вся экономика в целом, что произошло бы при увеличении налогов. При этом основной удар придется по государственным компаниям, частный же сектор продолжит работать в прежних условиях.

Саклаков Денис (Управляющий Партнер инвестиционной группы Eurasol, Президент Инвестиционного Клуба Friday Morning Private Equity Club )

Как Вы оцениваете новый проект бюджетной политики, предложенный Минфином?

Минфин РФ предлагает сократить долю государства в экономике. Тем, кто читал Джорджа Оруэлла, уже не будет так интересно: словно из его книги "1984" взяты основные тезисы сегодняшнего развития России:
- двоемыслие- стереотип тоталитарного (т.е. общества, где государство вмешивается во все аспекты существования человека- политику, экономику, семью, культуру) общества, извращенной нормы, подогнанной государственными функционерами для ограничения поведения и даже мышления людей.
Идея сократить вмешательство в экономику могла бы быть интересной, даже инновационной, если бы весь тренд развития России сегодня не показывал ее деградации в противоположную сторону - Росстат показывает, что в 1 полугодии 2015 г. было 242,6 тыс. малых предприятий, а в 1 полугодии 2016 г. – 172,8 тысяч «малых», т.е. на 30% меньше, или на 70 тысяч частных предприятий меньше или, для пояснения, на 1,3 млн рабочих мест меньше. Практика, таким образом, показывает, что тренда на развитие частного бизнеса нет. Наоборот- есть тренд на рост административной экономики на 60-70%, на неизбежную в условиях неэффективного государственного экономического планирования, милитаризацию, упрощение структуры активов и вообще экономических решений, рост разрыва в технологиях с мировыми конкурентами и постоянное укрупнение экономических и политических рисков.
Этот тренд берется не из воздуха - он приходит из Кремля. Именно так Владимир Путин видит дальнейшее будущее страны. А именно в виде уменьшения малого бизнеса на 1,8 тыс., в обрабатывающих производствах – на 7,6 тыс., в строительстве – на 9,9 тысяч, в торговле – на 22,7 тыс., в науке – на 0,7 тыс. В гостиничном бизнесе - на – на 1,7 тысяч. И вполне понятно, зачем ему это надо: только выдавая пайку из одного окна можно рассчитывать на полную управляемость общества. Строительство общества чучхе- не средство, а - цель.
Таким образом, Минфин РФ точно не планирует сокращать долю государства в экономике. Как же тогда понять эти слова о "сокращении нефтегазового дефицита"? Очень просто: Минфин РФ робко просит госкомпании отдавать хотя бы часть своей прибыли в бюджет. Потому, что уже не просто не хватает, а потому, что для министерства закрываются горизонты даже среднесрочного планирования - о долгосрочных после крымской авантюры никто больше и не мечтает.
Таким образом, переводя с российского новояза на русский язык: Минфин и не собирался сокращать долю государства в экономике, которая и дальше будет катиться по наклонной плоскости, а нижайше просит сократить расходы госчиновников. Разумеется, этого не произойдет, потому, что строительство общества по примеру Северной Корее- не цель, а средство, а война- это мир, свобода- рабство, а незнание-сила. Если читали Оруэлла- можете пропускать- вам будет неинтересно.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также