Коммунисты предложили распределять нефтяные доходы между гражданами РФ

22 сентября 2017 г. Государство 6 3270 Иван Тихонов

Официально работающие российские граждане, а также пенсионеры должны получать выплаты от доходов бюджета с продажи нефти и прочих полезных ископаемых. В этом уверены депутаты фракции КПРФ, разработавшие соответствующий законопроект. Документ направлен на рассмотрение в ГД, впрочем, правительство не одобряет инициативу коммунистов.

Согласно проекту закона, получателями выплат с доходов госбюджета могут стать лица, которые на протяжении текущего финансового года проработают не менее девяти месяцев, пишут «Ведомости». На долю от продажи нефти и других ископаемых могут также претендовать пенсионеры с трудовым стажем не меньше пяти лет. Таким образом, уже в 2018 году каждый «подходящий» россиянин сможет получить до 10 тысяч рублей.

За первый финансовый год авторы документа предлагают распределить до 20% нефтяных доходов, а в каждом последующем году прибавлять по 2%.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Кемхашвили Теймураз Александрович (Старший преподаватель кафедры "Инновационное предпринимательство" ИБМ-7 МГТУ им. Н.Э. Баумана)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

"На мой взгляд, данная инициатива коммунистов, маловероятно реализуема. Барьер в плане реализации кроется в неготовности правительства в культивировании данной практики и отсутствии прозрачного механизма регулирования начисления и выплат гражданам. Также приведет к более скудному пополнению государственного бюджета и может негативно сказаться на некоторых отраслях экономики государства".

Егоров Александр (Валютный стратег ГК TeleTrade)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

Идея имеет право на существование и реализацию. Тем более в ряде нефтедобывающих стран она уже давно реализована. В предвыборный год она, конечно, выглядит как популистский лозунг с целью привлечения внимания электората. В общем, всем ясно, что при текущей политической конъюнктуре коммунисты в правительство не войдут, а потому на них не ляжет обязанность и реализовывать эту инициативу.

Если взглянуть на проблему сквозь призму социальной справедливости, то граждане имеют право на часть доходов от продажи природных ресурсов страны, распределяемых напрямую в денежном выражении с использованием по своему личному усмотрению, а не через другие механизмы бюджетно-налоговой системы. Но вероятность принятия такого законопроекта, который зародился вне программы партии власти, близка к нулю. А потому рассматривать влияние такого события не имеет практического значения.

Орлов Сергей (Доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

Во-первых, необходимо отметить, что сама идея о распределении нефтегазовых и иных доходов от разработки полезных ископаемых, вовсе не нова, и, более того, давно применяется в ряде государств, богатых энергетическими ресурсами. К таковым можно отнести Норвегию, арабские страны - ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию и др. Однако особенности нефте- и газодобычи в этих государствах несравненно более «мягкие», чем в России. Проблемы пространственного и природно-климатического развития у России также имеют существенные особенности, а население нашей страны намного превышает количество жителей перечисленных государств. Достаточно сказать, что число жителей самого богатого ( по оценке МВФ) государства в мире по объёму ВВП на душу населения - Катара- составляет всего лишь чуть более 2 млн. чел. В силу этих и других объективных причин, российскому государству приходится решать намного более сложные задачи, осваивая Арктический Север, дальневосточный макрорегион и при этом поддерживать на стабильном, хотя и невысоком, уровень номинальных доходов населения - не менее 450 евро в месяц.
Сама идея о распределении части нефтегазовых доходов среди работающих и пенсионеров вполне имеет право на существование, обсуждение в правительстве, на научных симпозиумах и конференциях. Но если всерьёз поразмыслить, то расчётные 10000 рублей в год, или чуть более 800 руб. в среднемесячном исчислении при номинальной зарплате, прогнозируемой в 2018 году на уровне не менее 38-40 тыс. руб. – это крайне мало, всего лишь 2-2,2 % от начисленного совокупного годового дохода.
Вряд ли это будет замечено основными категориями населения, скорее всего, начнут расти как грибы очередные народные сравнения, похожие на те, что имели место в начале нынешнего года после единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 тыс. руб. Немалые дополнительные расходы просматриваются и в процессе администрирования данного мероприятия: потребуется специально подготовленный штат сотрудников, программное обеспечение, да и коррупционная составляющая на первых порах просматривается достаточно чётко. Стоит вспомнить хотя бы многочисленные эпопеи в этом направлении при формировании, распределении и последующем обналичивании материнского капитала… Вообще, идея имеет право на существование, но практической отдачи от неё пока не видно. Опыт богатых энергоресурсами государств показывает, что начальный единовременный капитал, получаемый гражданином при рождении, должен составлять не менее 3000 долл. с целью его последующего успешного инвестирования.
Если рассматривать 20-ти процентное отчисление от нефтегазовых и иных рентных доходов в соответствующий фонд с последующим ежегодным приростом, то исполнение некоторых государственных задач, реализация новых перспективных проектов может оказаться под вопросом. И, конечно же, потребуется внести серьёзные изменения в порядок разработки бюджета. Административные мероприятия по сбору данных, их сверка и подтверждение реального числа физических лиц, подпадающих под категорию получателей, займёт, на мой взгляд, не менее года. И это в том случае, если процесс начать уже сейчас. Поэтому требуется не просто осмысление, а серьёзная проработка вопроса на различных уровнях.
Что касается механизмов и инструментов более реального повышения денежных доходов, то они, на мой взгляд, должны быть нацелены, в первую очередь, на стимулирование внутреннего спроса, а значит, на улучшение качества жизни населения России:
-доведение МРОТ до прожиточного минимума работающих граждан с последующим ростом минимального размера оплаты труда более высокими темпами. Ссылки бизнеса на сложности, а то и вообще невозможность подобного манёвра - это просто возврат назад, в ещё более «серый» период зарплат;
- максимальная доступность следующих видов кредитования для населения
1. потребительского кредита;
2. ипотечных программ, в первую очередь для молодых семей, многодетных семей и лиц с уровнем доходов ниже среднероссийских;
3. максимальное упрощение процедур получения кредитов на развитие малого бизнеса по критериям и в пределах, определяемых Федеральной корпорацией МСП;
4. учитывая отставания в росте зарплаты в прошлые годы, наращивая базу внутреннего спроса, необходим поступательный выход на достижение темпов роста денежных доходов, превышающий уровень инфляции, хотя бы в течение 3-5 лет.
5. продолжение эффективного пространственного развития России, имея ввиду формирование ОЭЗ, ТОРов и новых СЭЗ. Миграционная политика должна быть особенно взвешенной и продуманной.
Эти предложения также могут быть подвергнуты конструктивной критике, но, как мне представляется, реальности для исполнения государством и отдача для населения здесь могут быть намного выше.

Денисов Игорь (РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

План коммунистов характеризуется тем, что пытается эксплуатировать достаточно популярную в настоящее время идею базового безусловного дохода. Концепция безвозмездной раздачи денег населению предполагает выплаты гражданам в случае их замещения в производственных процессах различного рода автоматами и роботами. Сама по себе эта идея оценивается экспертами неоднозначно, но тем не менее эксперименты по её внедрению уже начались или обсуждается в некоторых странах. Но всё это никак не связано с планом коммунистов.

Идея коммунистов в данном случае неплоха с точки зрения популизма и использования текущего исторического момента. Возможность перераспределять доходы от продажи сырьевых ресурсов является мечтой многих влиятельных групп в стране. Но именно из-за высокой конкуренции на этом поле трудно предположить, что коммунисты легко получат право распоряжаться 20% нефтяных доходов бюджета.

Разумным в этой концепции представляется повышение выплат пенсионерам, расходы которых очевидно не скажутся на инфляции, но могут стимулировать спрос на отечественную продукцию. Все остальные слои населения, прежде всего различные группы бюджетников, и так получают фактически безусловный доход от продажи сырьевых ресурсов. Для его распределения сформированы достаточно сложные механизмы финансирования, изменять которые причин нет.

Козловский Сергей (Руководитель аналитического отдела Grand Capital)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

К сожалению, план коммунистов вряд ли будет реализован, и проблема не в администрировании данных платежей, а в позиции Правительства. В бюджете на 2018 и плановые 2019-2020 гг будут заложены существенные суммы на модернизацию и развитие инфраструктуры Крыма и Калининградской области, и сейчас правительство и не может понять, за счёт каких дополнительных налогов и сборов собрать 160 млрд рублей.

Опыт распределения нефтяных доходов есть как в странах Ближнего Востока, так и на западе. Например, жители Аляски ежегодно получают средства, равные 25% от сырьевых доходов.

Отметим, что предложения, подобно предложенным коммунистами, были опубликованы ещё в манифесте Единой России в 2003 году, однако дальше популистских заявлений ничего не пошло.

Ермолаев Сергей (к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова, соавтор и редактор книги «Феномен ресурсного проклятия в экономическом развитии»)

По Вашему мнению, насколько реализуем план коммунистов? Как повлияет на российский бюджет возможное распределение между гражданами нефтяных доходов?

Отбрасывая тот факт, что предложение КПРФ является элементом предвыборной повестки, по сути можно сказать следующее. Предложение может быть реализовано следующими способами:
- при сохранении существующего бюджетного дефицита федерального бюджета перераспределить средства на данную статью с других статей бюджета (причём перераспределение должно быть существенным - по видимому, не менее 6-7% расходов бюджета). Ясно, что это политически невозможно;
- увеличить бюджетный дефицит на сумму выплат, предлагаемых КПРФ. Но тогда бюджетный дефицит превысит любой разумный уровень;
- провести эмиссионное финансирование этих расходов. Понятно, что это тоже неприемлемо.

Странно, что КПРФ - учитывая ее социальную направленность - предлагает раздавать деньги всем работающим и пенсионерам, без учета различий в уровне благосостояния людей. Гораздо более разумно было бы сделать социальную политику гораздо более адресной, чтобы выплаты получали те, кто в этом действительно нуждается.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также