Офшоры россиян попадут под тотальный контроль государства

22 марта 2014 г. Государство 1 3285 Гэу Андрей
1 Изображение Первый «антиофшорный» законопроект опубликовал на своем сайте Минфин. Закон об иностранных контролируемых лицах (CFC) обяжет компании платить налоги с доходов иностранных «дочек», а простых граждан, владеющих хотя бы 1% капитала компании в государстве с льготным налогообложением, будут обязаны сообщить об этом в налоговые органы РФ. В международной практике эта граница установлена на уровне 50%.

В своих доводов Минфин руководствуется соображениями, что именно с помощью офшоров российский бизнес аккумулирует доходы за рубежом, избегая уплаты налогов. Дело в том, что владельцы офшоров получают дивиденды и проценты от российских активов не напрямую, а транзитом через низконалоговые страны и уплачивают минимальный налог. К примеру, на Кипре налог на дивиденды составляет всего 5% вместо 15%, а по процентам — 0% вместо 20%. Новый закон «национализирует» эти доходы, которые будут расцениваться как часть российского дохода. Контроль не коснется публичных компаний, но затронет фонды, трасты и прочие формы коллективных инвестиций.

Если физическое лицо владеет 1% иностранной компании, он обязан уведомить о доле налоговую службу, хотя налог может не платить. Цель такой жесткой меры - борьба с теми, кто попытается выйти из-под действия закона о CFC, создав 10 компаний, между которым распределено по 1%. Для тех, кто не заплатит налог по правилам CFC, предусмотрен крупный штраф в размере 20% от дохода.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Пузырева Елена (Ведущий юрист консалтинговой группы «ТАКО»)

Как вы прокомментируете данный законопроект в свете деофшоризации экономики?

Касаемо положений законопроекта, обращает внимание введение Минфином новых субъектов налогового права – контролируемые иностранные компании и контролирующие лица. Первые – это «структуры», зарегистрированные в офшорах (с учетом исключений определенных в ст. 25.13 законопроекта), а вторые – это лица, которые осуществляют контроль над деятельностью первых.
Под «осуществлением контроля» в законопроекте понимается «оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые контролируемой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами».
При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании. То есть участники офшоров будут сами исчислять и платить налог на прибыль контролируемой иностранной компании, при этом по ставке 20 процентов.
Важно также отметить, что налоговая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности таких лиц. Но из налоговой базы можно вычесть сумму дивидендов, выплаченных за счет прибыли контролируемой иностранной компании (ст. 25.15 законопроекта).
Кроме того, введены новые составы налоговых правонарушений, которые, очевидно, вызовут особый отрицательный эффект. Так, непредставление налоговому органу сведений влечет штраф 100 000 рублей; неуплата контролирующим лицом сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей (п. 6 ст. 25.16 законопроекта). Это слишком высокие штрафы. К примеру, за непредставление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках установлен штраф в размере 5 000 рублей.
Резюмируя, можно отметить, что опубликованный «антиофшорный» законопроект – это очередная жесткая мера по борьбе с офшорами, жертвами которой станут простые инвесторы. Крупные организаторы производства могут вообще уйти из России. Налоговые же органы будут завалены бумажной работой по проверке уведомлений о долях в иностранных компаниях. При этом необходимо учитывать, что систему взаимодействия по обмену информацией с государственными органами офшорных стран еще предстоит выстроить. Поэтому проверить верную ли информацию предоставил налогоплательщик, налоговой инспекции будет проблематично.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также