Отток капитала из РФ в 2014 году составит от $100 до $150 млрд

27 марта 2014 г. Государство 1 2009 Гэу Андрей
1 Изображение Всемирный банк изменил макроэкономический прогноз для России на 2014 и 2015 годы. При самом оптимальном сценарии рост ВВП России в 2014 году составит 1,1% против 2,2%, которые ВБ прогнозировал в декабре 2013 года. Чистый отток капитала составит в 2014 году 150 млрд долл., а в 2015 году — 80 млрд.

Среди главных причин текущего замедления роста эксперты отмечают слабость рыночных институтов, низкий уровень потребительской и инвестиционной уверенности, негативно сказывающийся на внутреннем спросе. Прогноз ВБ предусматривает, что состояние бюджета России останется стабильным как в сценарии с низким уровнем риска, так и в сценарии, предполагающем повышенные риски.

В свою очередь Минэкономразвития России прогнозирует, что экономика страны должна будет вырасти в текущем году на 2%, а отток капитала составит 100 млрд долларов. В своих расчетах чиновники исходят из того, что в I квартале 2014 года отток капитала составит около 60 млрд долларов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Александров Олег (Директор ЦЭФК Групп)

Как вы прокомментируете прогноз ВБ и текущую экономическую ситуацию в РФ?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что ежегодный Russian Economic Report готовится Всемирным Банком (как достаточно консервативной в хорошем смысле организацией) на протяжении нескольких месяцев и первый его выпуск в году обычно происходит в конце февраля – начале марта каждого года. В этом году, вероятнее всего, Всемирный Банк попридержал публикацию (скорее всего уже готового к концу февраля) доклада до конца марта с тем, чтобы за три недели сформировать «второй сценарий» с учетом крымского кризиса. С моей точки зрения, за столь короткое время сформировать хорошо обоснованный и просчитанный на основе многофакторного моделирования сценарий практически невозможно, тем более с учетом быстрой меняющейся динамики ситуации на Украине. Это больше похоже на «экспресс-оценку», аналогичную «экспресс-оценке» аналитиков Wall Street из Morgan Stanley (однако, по их «экспресс-оценкам» экономика России в 2014 году вырастет на 0,8%, при этом в I-II кварталах будет наблюдаться рецессия).
С моей точки зрения, уже с начала данной недели в украинском кризисе наметились тенденции к стабилизации. Кроме того, уже можно сказать, что ожидавшиеся широкомасштабные экономические санкции со стороны США и ЕС не состоялись. В этой связи, говорить о разрушительных последствиях украинского кризиса и вероятность реализации в России в этом году сценария, основанного на высоких рисках, я бы не стал.
Вместе с тем, на экономическую ситуацию в России по-прежнему будут оказывать влияние, прежде всего, те же факторы, которые были характерны для января-февраля текущего года.
К таким отрицательным факторам (которые, к сожалению, только усилились), я бы отнес следующие:
- сохраняющийся неблагоприятный предпринимательский климат (низкая предпринимательская активность населения, административные барьеры и коррупция);
- продолжающийся уже второй год подряд (и усилившийся в начале этого года) отток капитала (порядка 60 млрд. долларов с начала года);
- фактор вступления России в ВТО (отмена или снижение ставок импортных пошлин);
- снижение объема инвестиций (как частных, так и государственных, в том числе вызванное сохранением действия «бюджетного правила»);
- высокий уровень инфляции (2% с начала года);
- рост ставки рефинансирования до 8,25% и ключевой ставки по аукционам РЕПО до 7% (как мера ЦБ по снижению волатильности на валютном рынке, наблюдавшейся в январе-феврале т.г.) и как следствие – усилившийся рост процентных ставок по кредитам.
Вместе с тем, появился ряд новых факторов, которые могут оказать и положительное влияние на российскую экономику. Это, прежде всего:
- ослабление рубля, которое в условиях недостаточно загрузки производственных мощностей и естественным снижением объемов импорта (ввиду его экономической невыгодности) способно оказать положительное и существенное влияние на рост отечественного промышленного производства;
- устойчивый рост (в последние 4 месяца, включая март 2014 года) индекса предпринимательской уверенности в обрабатывающих и добывающих секторах (почти на 5% с ноября 2013 года);
- частичный возврат в Россию активов крупных российских финансово-промышленных групп с учетом их обеспокоенности возможными негативными для них последствиями санкций со стороны США и ЕС;
- ожидаемое на май месяц 2014 года подписание долгосрочного «газового» контракта между Россией и Китаем.
С учетом действия указанных выше как отрицательных, так и положительных факторов, согласно моей «экспресс-оценке» развития российской экономики, в 2014 году сохранятся прошлогодние темпы экономического роста – до 1,5% в 2014 году (с рецессией в I квартале), с возможным увеличением темпов экономического роста до 2,5% в 2015 году.
Что касается дополнительных действий Правительства Российской Федерации, которые ему необходимо предпринять, чтобы вернуть доверие инвесторов и потребителей к экономической политике и веру в перспективы ускорения экономики, то мои рекомендации заключаются, прежде всего:
- в необходимости интенсификации деятельности по улучшению предпринимательского климата (в том числе: расширение практики уведомительных принципов начала ведения бизнеса, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и административных разрешительных процедур, либерализация и «умное» налоговое регулирование, сокращение сроков сохраняющихся административных разрешительных процедур, расширение практики предоставления государственных услуг в электронном виде как лучшей «антикоррупционной практики»);
- в безвизовом режиме для иностранных предпринимателей и туристов (на срок до 30 дней), а также в предоставлении гражданства России для инвесторов, вложивших не менее 9-10 млн. рублей в реализацию инвестиционных проектов и покупку недвижимости в России;
- в безотлагательном пересмотре «бюджетного правила», которое будет способствовать росту государственных инвестиций на реализацию инфраструктурных проектов (прежде всего транспортных, логистических, высокопроизводительных и высоко-локализованных промышленных проектов, в том числе на территориях опережающего развития – на Дальнем Востоке, в Сибири, Калининградской области и в новых субъектах Российской Федерации).
В свою очередь, государственные инвестиции должны оказать существенный мультиплицирующий эффект для привлечения частных (как отечественных, так и иностранных) инвестиций.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также