Минфин разработал еще один антиофшорный законопроект

28 марта 2014 г. Государство 3 2957 Гэу Андрей
1 Изображение Минфин РФ разработал проект Федерального закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Он направлен на повышение эффективности налогового администрирования иностранных организаций. С текстом документа можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации.

Согласно поправкам в Налоговый Кодекс РФ, организациями - налоговыми резидентами РФ признаются российские организации, иностранные организации, признаваемые резидентами в соответствии с международным договором (соглашением) в области налогообложения, а также иностранные организации, местом фактического управления которых является РФ.

Антиофшорная направленность документа проявляется в том, что если российская компания или физическое лицо контролирует офшорную компанию, получающую не распределяемые в пользу российского собственника пассивные доходы в виде процентов, дивидендов или роялти, «такие доходы в этой офшорной компании должны подлежать налогообложению в России».

Ранее министр финансов Антон Силуанов заявлял, что аналоги закона есть во многих странах мира.

Напомним, в этом году Минфин уже подготовил законопроект о налогообложении иностранных контролируемых структур (CFC), предусматривающий порог в 10% для владения российскими физическими и юридическими лицами доли в офшорных компаниях.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Пузырева Елена (Ведущий юрист консалтинговой группы «ТАКО»)

Как вы прокомментируете изменения в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний?

По смыслу предлагаемого законопроекта правила КИК предусматривают включение в налоговую базу контролирующего лица - налогового резидента РФ нераспределенной прибыли подконтрольных ему иностранной организации или структуры, которая соответствует его доле участия в капитале. При этом налоговая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли КИК, не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности таких лиц. Из налоговой базы можно вычесть только сумму дивидендов, выплаченных за счет прибыли контролируемой иностранной компании (ст. 1 Законопроекта).
При этом, поскольку законопроект не определяет доходы от КИК в качестве дивидендного дохода, исключается возможность применения к таким доходам специальных правил налогообложения, что фактически создает стимул для контролирующих лиц к распределению накопленной в КИК прибыли путем выплаты дивидендов, т.к. это будет более выгодно с налоговой точки зрения (поскольку ставка налога на дивиденды для российских налоговых резидентов составляет 9 %).
Особый интерес вызывают положения законопроекта, устанавливающие порядок налогообложения, когда нет возможности установить долю участия контролирующего лица в КИК. Так, согласно положениям законопроекта, при невозможности определения доли участия в капитале, прибыль КИК включается в доходы контролирующего лица в полном объеме (ст. 1 Законопроекта). Поскольку на практике в некоторых случаях будет сложно определить долю участия лица в КИК (например, в случае использования траста), будут ущемляться частные интересы. При этом, возможно, целью включения данного правила в законопроект было стимулирование контролирующих лиц самостоятельно раскрывать долю участия в КИК.
Таким образом, законопроект установил, что контролирующие участники офшоров будут сами исчислять и платить налог на прибыль КИК по стандартным налоговым ставкам, то есть физические лица – по ставке 13 процентов, а юридические – по ставке 20 процентов. При этом за неуплату или неполную уплату контролирующим лицом сумм налога устанавливается штраф в размере 20% от суммы прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей (ст. 2 законопроекта).
Резюмируя сказанное и учитывая опыт зарубежных стран, можно говорить о том, что предлагаемые нововведения являются достаточно жесткими мерами (включение в доходы прибыли от активной деятельности КИК и так далее). Вместе с тем, возможно, этот проект будет смягчен в ходе предстоящих обсуждений профессиональными и бизнес сообществами.

Лазарева Елена (Руководитель проектов практики «Юридическое и налоговое сопровождение», консалтинговая группа «НЭО Центр»)

Как вы прокомментируете изменения в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний?

Сделки между российскими компаниями должны облагаться по российскому налоговому законодательству. И уход в офшор одной из сторон сделки не должен способствовать уклонению от уплаты налогов.

Ожидается, что законопроект будет принят и подписан уже в текущем году, а это означает, что он начнет действовать с 1 января 2015 года. И российские юридические и физические лица, владеющие не менее 1% в компаниях, зарегистрированных в офшорных зонах, будут обязаны направить в свои налоговые органы об этом уведомления. В них должна будет содержаться информация об иностранной компании, доли владения, даты составления финансовой отчетности и так далее. Ну а после окончания календарного года, в случае, если владение в такой компании российским лицом составляет 10 и более процентов, необходимо будет предоставить сведения о полученной прибыли иностранной компанией и уплатить с нее налог.

Конечно же, Минфин РФ последователен в достижении поставленных Правительством целей по деофшоризации экономики, а обложение прибыли контролируемой иностранной компании не является новинкой в мировой системе налогообложения. Но и в такой редакции у налогоплательщиков возникает очень много вопросов, например: как налоговые органы будут проверять информацию о наличии доли в иностранной компании, если обмен информацией с соответствующим офшорным органом не налажен? Или как налоговый орган сможет проверить соответствие суммы полученной прибыли иностранной компании от российской организации, если финансовая отчетность компании не содержит такого отдельно выделенного показателя?

Кроме того, пока точно не известна география таких иностранных компаний – будет ли использоваться существующий Перечень офшорных зон Минфина РФ или будет подготовлен специальный Перечень государств и территорий с льготным режимом налогообложения, куда можно включить, к примеру, Кипр?

Думаю, что более внимательно следует рассматривать последующие варианты данного законопроекта, в которых будут нивелированы спорные вопросы. В том числе размер совместного участия в контролируемой иностранной компании. Возможно, следует рассмотреть и принять практику других государств, в которых размер доли при признании иностранной компании контролируемой находится уровне 20%-50%. Ведь в Налоговом кодексе РФ уже содержится информация о том, что особое внимание отношениям между организациями следует уделять, если суммарная доля одной организации в другой составляет более 20% , - это о взаимозависимых лицах и сделках между ними. Все-таки 10% - это жесткий показатель.

Зайцев Денис (Старший юрист, Адвокатское бюро DS Law)

Как вы прокомментируете изменения в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний?

Многое зависит от того, в какой редакции будет принят такой законопроект. Вместе с тем, ожидать существенного изменения налогообложения «контролируемых компаний» не следует даже при появлении формального права подвергать российскому налогообложению прибыль таких компаний. Слишком много неясностей и противоречий в порядке такого налогообложения.
Предполагается, что основным лицом, предоставляющим сведения о контролируемых лицах будет все-таки налоговый орган (ожидать такой «добропорядочности» от российских бенефициарных владельцев стоит едва ли). Однако механизм обмена налоговой информацией со странами, включенными Минфином в перечень офшоров, не только не отлажен, но полностью отсутствует.
Далее, даже если предположить, что все соглашения и конвенции об обмене налоговой информацией будут в скором времени приняты и заработают на практике, то совершенно не ясно, как будет определяться прибыль иностранных компаний, подлежащих российскому налогообложению. Будут ли обязаны иностранные налоговые органы представить некую налоговую отчетность и в каком объеме и будет ли она сопоставима с российскими требованиями, по которым Минфин предложил определять облагаемую налогом прибыль, как это будет соотносится с тем, что в некоторых юрисдикциях доходы, не относящиеся к деятельности компании на территории самого государства вообще не облагаются налогом и могут не декларироваться. Из действующей редакции законопроекта все эти вопросы пока остаются без ответа.
После решения очередного вопроса возникнет следующий: как определить долю прибыли, если, к примеру, лицо контролирует компанию, но при этом не имеет прямого или доказанного косвенного участия в капитале иностранной компании.
До тех пор случаи выявления контролируемых компаний будут единичны, а возможность налогообложения их прибыли – еще меньше.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также