В России самый низкий уровень бизнес-активности среди развивающихся стран

22 апреля 2013 г. Государство 8 5302 Гэу Андрей
1 Изображение Лишь 7% россиян вовлечены в предпринимательство, при этом только 2,2% граждан готовы открыть свое дело. По количеству людей, создающих новые компании и руководящих ими, Россия занимает 67 место из 69 возможных, следует из национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012».

Из опрошенных 7,5 тыс. респондентов 4,3% уже основали собственный бизнес (в странах БРИКС таковых в среднем 12,5%, в Восточной Европе — 9%). Желающих «в течение трех лет открыть новое дело» оказалось лишь 2,2% - более низкого показателя не было зарегистрировано не только в других странах, но и в России с 2006 года. Если в 2011 году каждый 16-ый был готов начать бизнес, то теперь только каждый 30-ый безработный.

Примечательно, что характерными чертами для отечественного предпринимательства становятся низкий уровень выживаемости компаний из-за финансовых трудностей и нерентабельности открытого дела, и отказ от создания новых рабочих мест – 20% предпринимателей считает это нецелесообразным.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Порочкин Дмитрий (Президент Московского Клуба Молодых Предпринимателей)

Статистика и вправду ужасающая. В Европе, на которую мы так стремимся быть похожими, число людей вовлеченных в предпринимательство еще больше, чем в BRIC - более 30%. Но почему для страны так важен малый и средний бизнес? Да потому что, помимо созданных рабочих мест, выплачиваемых налогов государству – это еще и средний класс. Именно люди, вовлеченные в малый и средний бизнес, в Европе формируют средний класс. В России средний класс – это чиновники разных уровней. Вот и получается – зачем идти в бизнес, когда на государственной службе можно спокойнее работать и больше зарабатывать, чем имея собственную небольшую компанию. Почему так происходит? Потому, что бюджет нашей страны, по большей степени, формируется за счет поступлений от добычи полезных ископаемых и государству не важен, есть малый бизнес или нет – от него мало что зависит, поэтому развивать его смысла особого нет.

Но государство зря недооценивает малый и средний бизнес. Мы провели исследование среди Членов Московского Клуба Молодых предпринимателей (всего их более 1300 человек, в исследовании приняли участие 130) и выяснили, что годовой оборот 130 молодых предпринимателей составляет более 400 млн. долларов. Представляете, какая цифра получится, если взять 2000 представителей малого бизнеса, а сколько дополнительных рабочих мест?! Поэтому мы считаем, что государство должно не только поддерживать малый и средний бизнес, но и активно содействовать его развитию. И более того, оно должно активно сотрудничать с крупными и авторитетными бизнес-сообществами, а не плодить различные государственные структуры, т.к. бизнес-сообщества более заинтересованы и эффективны в подобных делах.

Крупский Андрей Константинович (Управляющий партнер Юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»)

Сама по себе процедура учреждения бизнеса в России не является существенным препятствием для прихода иностранного капитала в нашу страну. У нас действительно нет механизма регистрации компании в электронной форме – без личного присутствия у нотариуса, но та процедура, что существует функционирует достаточно стабильно уже несколько лет.

Главным препятствием является то, что для эффективного ведения бизнеса недостаточно знать закон, более важно понимать практику его применения. Чего на самом деле следует ожидать от налоговой проверке чаще оказывается, что написано не в Налоговом кодексе РФ, а то, что случается при его применении сотрудниками органов и его толковании. Следовательно, без понимания «особенностей правоприменительной практики» иностранцы сталкиваются с существенными неожиданностями – требованиями, которые является толкованиями закона.

Тезяев Александр (Директор по маркетингу и развитию, EKF Electrotechnica)

В первую очередь, по данному вопросу хочется уточнить: проводился ли этот глобальный опрос на территории Российской Федерации, стран СНГ, или имеет место более серьезный географический охват. Если мы посмотрим на Россию, а также на соседские республики, то желание открыть и развивать свой бизнес на территории Российской Федерации огромно. И это не пустые слова, достаточно отследить статистику по открытию новых компаний, где ежегодная динамика имеет исключительно положительный тренд. Другое дело, что огромное количество бизнесов закрывается, не прожив и нескольких лет, а порой и года, но здесь уже больше вопрос к развитию управленческих компетенций.

Если же мы обратим свое внимание на интерес зарубежных инвесторов в отношении открытия и развития бизнеса на территории Российской Федерации, то увидим двойственную картину. С одной стороны, динамика роста российского рынка как такового, роста покупательской активности и спроса, наличия свободных средств, изменение культуры потребления - это те факторы, которые заставляют иностранные компании расценивать наш рынок как крайне перспективный. Это актуально как для рынка на котором работает моя компании, так и для многих других рынков. Европейские компании честно констатируют тот факт, что динамика прироста их выручки на территории того же Европейского союза либо условно отрицательная, либо отсутствует, либо имеет небольшой рост, нивелируемый существующим уровнем инфляции.

При этом динамика по России значительно перекрывает европейскую, и не только динамика, но и объем общей выручки стремительно растет. При этом российский рынок имеет веские основания для продолжения уверенного роста. Стоит оговориться, что такая динамика наблюдается не только в России, но и в других странах БРИКС.

Ну а с другой стороны - это инвестиционный климат в России, который и российские предприниматели, и европейские бизнес-структуры, и руководство страны оценивают неоднозначно. На данном направлении действительно есть что поменять, причем делать это стоит не завтра, а сейчас. В первую очередь, российскому рынку не хватает прозрачности, понятного и ясного контроля, защиты интересов участников рынка. Я думаю именно этот факт является тормозящим в развитии иностранного бизнеса в России. Руководству страны и организациям, ответственным за данные вопросы, следует планомерно работать над изменением ситуации. Причем работать не только с реальными проблемами, а еще и с "ветряными мельницами" - стереотипами, окружающими российский рынок в глазах зарубежной бизнес-сферы. Из реальных проблем особенно место занимает коррупция и излишние административные препоны, возникающие перед иностранными инвесторами. Нормализация инвестиционного климата позволит ощутить экономический эффект в кратчайшие сроки: к динамике роста будет добавлено желание работать в России.

Поздняков Константин (Заместитель генерального директора агентства "Малый бизнес Москвы")

Мы работает в Москве. И не секрет, что в столице деловая активность гораздо выше, чем в среднем по стране. Хотя, конечно, и нам есть к чему стремиться. По моему мнению, главный враг бизнеса – это наш менталитет, сформировавшийся за 70 лет жизни страны с социалистической экономикой. В результате у нас нет культуры предпринимательства, не сложились еще предпринимательские династии, которые есть во всем мире, нет практики наследования бизнеса. Да и сам класс предпринимателей только-только начинает зарождаться. Потому, что те, кто 20 лет назад смог поучаствовать в приватизации – не классические предприниматели. Перенесенные на двадцать лет вперед, эти люди, возможно, не стали бы заниматься бизнесом совсем.

Доступ к финансированию, подбор команды, поиски офисных и производственных площадей, налаживание связей с поставщиками и клиентами - основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, причем как в России, так и во всем мире. Наше Агентство "Малый бизнес Москвы" при столичном Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства создано, чтобы помогать предпринимателям, в том числе и начинающим. Создавая наши программы и проекты, мы изучали европейский опыт стимулирования деловой активности. Сегодня мы предлагаем множество бесплатных сервисов. Прежде всего – консультирование, например по финансовым и юридическим вопросам, по вопросам получения субсидий на модернизацию и развитие бизнеса, выдаваемых Правительством Москвы. Мы помогает оформлять учредительные документы, составлять шаблоны договоров и т.д. Проходят бесплатные обучающие семинары, формируется медиатека с обучающими фильмами на сайте. Функционирует Штаб по защите предпринимателей, призванный урегулировать конфликтные ситуации между властью и бизнесом. Также Агентством «Малый бизнес Москвы» создан Единый центр госзаказа, стимулирующий предпринимателей участвовать в государственных торгах.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Яковлев Виктор Дмитриевич    23 апреля 2013 г.

Заниматься малым бизнесом в России нет никакого интереса. Произвести какую-либо продукцию в 100 раз легче, чем оформить гору документов на неё.Как говорится,один с сошкой,семеро с ложкой.
Множество проверяющих и контролирующих
органов отбивают всякую охоту к предпринимательству. Производитель уравнен в торговцами по налогам, хотя по сложности и ответственности они не сопоставимы.У производителя 50-60%в цене продукции
занимают сырьё и транспорт, остальное налоги, реклама, аренда, зарплата и прибыль. Многочисленные фирмочки засыпают предложениями об услугах по сертификации, лицензированию, декларированию и пр.документации,стоящих немалых денег и не влияющих на качество продукции. Любая проверка - за твой счёт.
Если средняя зарплата ниже установленного губернаторского уровня (19-22 тыс.руб), тебя штрафуют, как будто от этого денег прибавится.Молодёжь на производство не идёт и фирмы постепенно умирают вместе со своими сотрудниками.Надзорным органам не важно, какие у тебя проблемы и заботы,выживешь или нет, выжмут из тебя всё по букве закона, даже если он абсурдный. У них, в отличие от нас, план.Твою продукцию могут безнаказанно клепать другие фирмы, у которых есть деньги на защиту... В принципе для наведения порядка в экономике достаточно 2 пунктов. 1)Установить соотношение максимальной и минимальной зарплат в учреждениях и компаниях не более, чем 12-14 крат; 2)ввести прогрессивный налог на прибыль, начиная после, например, 20%, а прибыль до 20% не облагать налогом.

Яковлев Виктор Дмитриевич    22 апреля 2013 г.

Этот комментарий удален автором

Константин Филяев    22 апреля 2013 г.

Не удивительно - в условиях постоянных встрясок типа «кризис» немногие отваживаются на самостоятельное предприятия. А из решившихся на это многие так и не набирают обороты: кто-то просто не может, а кого-то стряхивает «с ветки» очередным порывом экономического «ветра». Также немало таких ИП, которые реально не работоспособны – просто числятся, не закрыты по каким-то причинам.

Константин Филяев    22 апреля 2013 г.

Этот комментарий удален автором

Читайте также