5 замечаний по проекту ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан

28 сентября 2018 г. Налоги 0 2149 Иван Тихонов

Материал подготовлен экспертом интернет-портала «Сейчас.ру», частнопрактикующим юристом Сундаковым Владимиром Валерьевичем https://yapravo.ru/

Пакет законопроектов о введении в РФ налога на профессиональный доход внесен в Госдуму, пишет INTERFAX.RU 21 сентября 2018 года.
Проект предполагает обязать самозанятое население в 4-х указанных субъектах РФ зарегистрироваться и платить налог на профессиональный доход (НПД) в размере 4% при оказании услуг физлицам и 6% - юрлицам.

Эксперимент планируется провести в срок до 31 декабря 2028 года включительно.

1. Наименование законопроекта

Странным является и само наименование федерального закона: «О проведении эксперимента…».

Но, ведь речь в комментируемом законопроекте идет о введении нового налога, а не о порядке проведения, анализе и вероятных последствиях в результате налогового эксперимента.

Разве не корректнее было бы внести все соответствующие изменения в Налоговый кодекс, который и призван кодифицировать эту отрасль права?

2. Срок и количество заявленных субъектов

Вызывает вопросы срок и количество заявленных субъектов: почему самозанятое население именно в этих субъектах должно нести налоговое бремя и почему, самозанятое население в остальных 9 субъектах на 9 лет освобождается от такой радости?

Согласно части 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Таким образом, указанный эксперимент по установлению НПД создает для самозанятых граждан, указанных 4 субъектов, дискриминационные условия налогообложения, поскольку они поставлены в неравное положение по сравнению с другим самозанятыми гражданами, в иных субъектах России, которые не должны уплачивать НПД до 31.12.2028 года.

Например, ч. 2 п. 1 ст. 2 комментируемого проекта закона, местом ведения деятельности в отношении услуг, оказываемых физическим лицом через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в целях применения специального налогового режима определяет место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности.

Но, ведь деятельность самозанятого гражданина, проживающего в городе Москве, может распространяться по Интернет на всю Россию (продажа товаров, оказание услуг и пр.).

Так почему же только в этих 4 субъектах вводится НПД?

Непонятно. Пояснительная записка к законопроекту ответа на этот вопрос то же не содержит.

3. Переход ИП на спецрежим

Как указывает пункт 1 статьи 2 законопроекта, перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – спецрежим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Как далее указывает вторая статья законопроекта, при постановке на спецрежим ИП не признаются налогоплательщиками:
• налога на добавленную стоимость
• страховых взносов.

Следовательно, обязанности налогового агента, взнос на медицинское страхование и прочие радости предпринимательства у ИП, перешедшего на спецрежим, остаются.

Вопрос: зачем ИП переходить на спецрежим? Не экономичнее ли прекратить деятельность в качестве ИП и зарегистрироваться в качестве самозанятого? Кто от этого выиграет, государство?

4. Ежемесячная уплата НПД

Налоговым периодом по НПД определен календарный месяц.

Уплата НПД осуществляется в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме НПД, подлежащей уплате по итогам отчетного месяца.

Но, ежемесячная оплата неудобна и крайне невыгодна, поскольку не позволяет самозанятому населению обернуть заработанный капитал и умножить его в течение какого-то более-менее продолжительного периода времени.
Помните пословицу: «голую овцу не стригут».

А здесь, почему все не так?

5. Порядок передачи сведений при проведении расчетов за реализуемые товары (работы, услуги)

При осуществлении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать и обеспечить его передачу покупателю.

Передача сведений о произведенных расчетах в налоговый орган осуществляется автоматически при формировании чека при наличии у налогоплательщика договора с оператором связи на оказание услуг по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через компьютерное устройство, на котором применяется мобильное приложение «Мой налог».

Законопроект принуждает к использованию мобильного приложения и договору об оказанию услуг, которые появятся в будущем.
Хотелось бы заранее увидеть мобильное приложение «Мой налог».

И расценки по договору с оператором связи, можно было бы опубликовать ранее принятия законопроекта о налоговом эксперименте.
И, что это за договор на оказание услуг с оператором связи? Может быть здесь «собака зарыта»?

Законопроектом, также предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом через оператора электронной площадки или кредитную организацию.

А эти отношения на каких условиях и за чей счет будут строиться?

Такой не до конца определенный порядок введения нового налога, может нарушать единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, и создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц, что, в свою очередь, может противоречить пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса России.

Заключение

Законопроект еще будет проходить все стадии его рассмотрения Федеральным Собранием и конечно, хотелось бы получить ответы на указанные вопросы и надеяться, что итоговый документ будет полноценным и эффективным механизмом решения задачи, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также