Техногигантам предложат новую схему налогообложения

4 октября в 15:46 Налоги 3 1016 Иван Тихонов

Проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года», разработанный Минфином, предполагает изменение схемы оплаты налогов технологическими компаниями. В частности, в ведомстве недовольны тем, что такие гиганты, как Google, Apple и Facebook генерируют доход от аудиторий со всего мира, но платят налог только по месту регистрации головного офиса. В целях пополнения российского бюджета Минфин предлагает обязать такие компании делиться доходами от российской аудитории.

«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — подчеркивают в министерстве.

В министерстве инициируют изменения в российском законодательстве, которые позволят справедливо распределять налоги, тем самым пополняя бюджет, пишет РБК. На практике цифровые компании должны декларировать доходы для оплаты налогов в тех юрисдикциях, в которых находится их аудитория.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Ахмадеев Равиль (Доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова)

Как Вы оцениваете предложение Минфина об изменении формулы налогообложения техногигантов в целях пополнения бюджета? По Вашему мнению, как отреагирует Google и другие мегакорпорации на такие нововведения?

Рынок мировой интернет-торговли является одним из наиболее качественно развивающихся как по причине глобального расширения мобильного доступа, так и за счет роста объема розничной интернет-торговли. При этом глобализация интернет-торговли служит стимулом социально-экономического роста ведущих мировых стран и в тоже время становится специфичной формой осуществления ритейла в виртуальном пространстве, что значительно снижает прозрачность их деятельности в сфере налогообложения нормами юрисдикции конкретной страны.

По этой причине отечественное налоговое законодательство претерпело изменения с 2017 года, когда в отношении иностранных компаний была введена обязанность по постановке на учет в российских налоговых органах для декларирования и уплате сумм НДС, исчисленных при продаже электронного контента на территории РФ. Однако, поскольку НДС является косвенным налогом и непосредственная его уплата осуществляется конечными потребителями услуг, то, например, компания «Google LLC.» переложила нагрузку по уплате НДС на конечного потребителя своей электронной продукции, увеличив конечные цены в магазине приложений «Google Play». В свою очередь, «Apple Inc.» решила возложить это бремя на разработчиков приложений для «iTunes Store», что уменьшило прибыль последних, а также поставщиков контента, оставив при этом цены на приложения для конечного потребителя неизменными.

Аналогичный принцип будет соблюден иностранными цифровыми корпорациями и при изменении налогового законодательства по налогу на прибыль. Если им придется дополнительно перечислять налог на прибыль с полученных доходов в бюджет российского государства, то они еще в большей степени перенесут свою нагрузку на конечных потребителей в нашей стране при отсутствии должной конкуренции от отечественных цифровых компаний. В данном случае это не самый лучший подход – обложить налогом на прибыль, который предлагает Минфин России.

При прочих равных условиях, для российской экономики лучше завлечь мировых цифровых гигантов в созданные с 2018 года российские офшорные юрисдикции, действующие в специальных административных районах - остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области.

Пушкарёв Пётр (Шеф-аналитик ГК ТелеТрейд)

Как Вы оцениваете предложение Минфина об изменении формулы налогообложения техногигантов в целях пополнения бюджета? По Вашему мнению, как отреагирует Google и другие мегакорпорации на такие нововведения?

Подход к налогообложению транснациональных цифровых гигантов, безусловно, менять надо, и давно. Как бы Google или Facebook на это ни среагировали, болезненно или политкорректно, и будут ли их представители публично либо в кулуарных беседах намекать на возможность частичного сворачивания здесь бизнеса, по факту деваться им будет некуда: они зарабатывают деньги на миллионах российских пользователей, так что разумеется, они останутся и будут платить.

На какие примерно суммы поступлений сможет рассчитывать российский бюджет? Для сравнения, по последним открытым на сегодня сведениям ФНС (за 2017 год): дочерняя компания Microsoft, именуемая ООО "Майкрософт Рус", перечислила в бюджет 1,9 млрд руб (из них более 1 млрд руб составил НДС, более 0,5 млрд руб страховые взносы и 0,35 млрд руб налог на прибыль). ООО "Сиско Солюшенс": суммарные платежи 781,6 млн руб (из них 450 млн руб НДС), ООО "Самсунг С&Т Корпорация Рус": 254,4 млн руб (из них половина приходится на НДС), ООО "Букинг.ком Русиа": 128,4 млн руб, а вот ООО "Алибаба.ком (РУ)": пополнила бюджет России за год всего-то на 29,9 млн руб.

Понятно, что разработать чёткие алгоритмы учёта и налогообложения для такой компании как Facebook, финансовые потоки которой от рекламы и от многочисленных дополнительных сервисов, включая Instagram, сложноуловимы - не так-то и просто. Но учитывая, что по долларовой капитализации компания Цукерберга одна из 5 крупнейших в мире - переборшить с налоговой ставкой будет, пожалуй что, ещё сложнее.

Важно и другое: в желании обложить, наконец-то, данью не признающие национальных границ интернет-гиганты, Россия далеко не одинока. Первым о правах на свою долю осмелился заявить Париж: какая разница, гражданами какого государства компания создана и где зарегистрирована, коли львиную долю бизнеса она делает на европейских клиентах? Почему же налоги должны при этом целиком утекать в иные гавани? И там такой налог уже действует с 1 января 2019 года: со всех компаний, суммарный мировой доход которых превышает 750 млн евро, а заработок на французских пользователях оценивается в 25 млн евро и выше, с заработанной на пользователях прибыли берётся 3%. Французы ожидают поступлений от 500 млн евро в первый же год.

В дальнейшем процесс, как говорится, пошёл уже вразнос: готовятся Италия, Британия... Обсуждение единых подходов происходит и на саммите стран «большой двадцатки»: план BEPS по предотвращению размывания налоговой базы. Свои рекомендации с 2015 года разрабатывают в ОЭСР - Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, куда входит большинство крупнейших экономически развитых стран.

Но если в ОЭСР - куда, вообще-то, входит и Франция - другие избегают пока не согласованных между странами-участницами односторонних решений, и из-за этого налоги корпораций-гигантов продолжают течь там мимо кассы, так что и у многих из стран ОЭСР терпение на исходе, то Россия подобными обязательствами вообще не связана и может начать действовать хоть завтра, а также находить собственные рецепты. Хотя вероятнее всего, что и Россия для учёта доли прибылей компаний-гигантов на рынке будет отталкиваться от русла вырабатываемых мировых подходов.

А предлагаются международными органами на сегодня следующие варианты:

1) Можно обязать саму интернет-компанию декларировать, какую именно долю прибыли она имеет в конкретных странах проживания её пользователей. Однако очевидная трудность в том, как это проверить, что считать прибылью - учитывая затраты на написание или доработку программных кодов, например, на территории такой-то страны? Будет при таком подходе неизбежно почва для махинаций: корпорация постарается всегда показывать максимальную долю прибыли в той стране, где в законе пропишут налог поменьше. Начнётся нездоровая «торговля» между странами с последствиями в виде меньших налогов, которые получат все в итоге, и с постоянным перетягиванием одеяла налоговыми органами отдельных стран на себя.

На помощь может прийти международный обмен данными Country-by-Country reporting о разбивке транзакций больших компаний по странам присутствия - их получает и ФНС России, но весьма многое может укрыться от глаз составителей таких отчётов, да и на их абсолютную неангажированность рассчитывать, наверное, нельзя. Да и обмен такой информацией ведётся лишь по самым большим компаниям: с тем самым «французским» порогом оборота от 750 млн евро.

2) ОЭСР предлагает признавать и облагать нематериальные активы в той стране - всю или часть прибыли, на усмотрение конкретной страны. Но, как уже говорилось выше, и здесь встанет сложная проблема учёта и самой интеллектуальной собственности, и её национальной принадлежности.

3) Последнее и, кажется, самое реальное предложение ОЭСР - исходить в определении доли страны из «степени экономического присутствия компании», которое можно определить по количеству местных пользователей с учётом их средних материальных возможностей, по наличию и по активности работы технической поддержки сайта на национальном языке, по замерам поддающихся учёту объёмов онлайн-продаж.

Такой своеобразный налог на «контакт с потребителями» выглядит наиболее справедливым и в то же время наименее проблемным в плане учёта решением. Пользователей и активность их действий можно отследить по IP-адресам, а дальше считать налог в соответствии с формулой, куда ФНС включит несколько параметров, например - уровень среднестатистического дохода наших граждан. Либо же - поступить ещё проще, «махнув секирой» да и завязав всё только лишь на число российских пользователей, а от него уже в пропорции к количеству всех пользователей в мире оценочно (и очень приблизительно, конечно же) определить и «нашу» доли прибыли. А заведомое завышение такой грубой оценки объёмов прибыли - вполне можно компенсировать более низкой процентной ставкой налога.

Плюсом может стать и то, что IT-компаниям не придётся при такой «детской» схеме нести излишне много дополнительных расходов на ведение сложной отчётности и на хранение всех этих огромных массивов данных в памяти, и они смогут лучше задействовать эти мощности на непосредственное благо сервиса для пользователей.

Королюк Алексей (Генеральный директор регистратора доменных имен и хостинг-провайдера REG.RU)

Как Вы оцениваете предложение Минфина об изменении формулы налогообложения техногигантов в целях пополнения бюджета? По Вашему мнению, как отреагирует Google и другие мегакорпорации на такие нововведения?

Во всём мире страны думают о том, каким образом им монетизировать деятельность глобальных компаний на своих территориях? Это касается не только людей и пользовательских сервисов, но и других инфраструктурных проектов, которые так или иначе могут взаимодействовать с потребителями-компаниями или физлицами в разных странах мира.

Первая проблема, которую стараются решить правительства всех этих стран, заключается в том, что действительно, помимо НДС компании должны платить в том числе налог на прибыль. И, соответственно, задачи государств собирать и его, потому что он скрывает в себе ценность от действий пользователей или от действий услуг, которые распространяются для клиентов этих стран.

Нужно понимать, что ценностью являются данные, которые генерируются пользователями или организациями с инфраструктурными объектами, которые обслуживаются зарубежными компаниями. И как следствие, можно считать, что если данные генерируются на территории страны или ее гражданами, то на долю прибыли от этих данных может рассчитывать и государство.

Безусловно, это новый подход. До текущего момента не было понимания, что данные являются важной составляющей экономик стран. Но вдруг оказалось, что даже если пользователь не совершает действий коммерческого характера, но при этом ему показывается реклама, то это уже как минимум часть экосистемы, которая генерирует капитализацию, прибыль.

Есть предположение, что если бы мировые гиганты не зарабатывали ни единой копейки на территории определённых стран, то они бы всё равно присутствовали на этих территориях для капитализации и извлечениях данных и сведений о пользователях. Потому что они составляют значимую часть капитализации. От этого желание государств получать доход, как от действий пользователей так и НДС. Не исключаю, что в будущем, все страны мира захотят ещё получать часть капитализации. И наверняка в этой части мы увидим новые законопроекты. Это только вопрос времени.

И ещё один аспект. Подобные требования присутствуют в большинстве развитых стран (Евросоюз, Китай, который вообще требует от работающей на своём рынке компании и присутствия в стране, и уплаты всех налогов). Это делается ещё и для того, чтобы программисты, научные сотрудники, аналитики, источники знаний, не уезжали из страны, в которой они проживают. Если же сделать систему когда каждая глобальная компания должна иметь представительства в странах присутствия, и выплачивать налоги на территории этих стран, то как следствие экономически будет целесообразно размещать в этой стране в том числе не только центры прибыли, но и центры расходной части. Для того, чтобы налоги можно было компенсировать, не только в доходной, но и в расходной части, выплачивая разницу между доходом и расходом. Сейчас же большинство стран действую по-другому. Они уплачивают в странах НДС, по не делают представительства. Как только ФНС стран смогут собирать ещё и налог на прибыль, то автоматически возникнет желание разместить здесь сотрудников, и компенсировать расходы, чтобы уплачивать меньше налога на прибыль.

Это тренд, и я думаю, что во всех странах совершаются близкие шаги. И связаны они с важнейшими элементами, которые пока своего рода подводные камни, и их следует брать во внимание.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также