Разработчики отечественного ПО просят правительство усилить контроль над закупками зарубежного ПО

28 ноября 2018 г. Технологии 2 1750 Иван Тихонов

Генеральный директор компании «Новые облачные технологии» Дмитрий Комиссаров направил письмо профильным ведомствам с просьбой усилить проверку обоснований, предоставляемых государственными органами, закупок зарубежного ПО. По мнению российских разработчиков, ныне в обоснованиях госорганы указывают что угодно, и они никак не регулируются.

«Мы считаем, что Минкомсвязь должна проверять, действительно ли при составлении госзакупки нужен какой-то конкретный производитель и почему»,— заявил г-н Комиссаров «Ъ».

Напомним, в 2016 году в РФ появился реестр отечественного программного обеспечения. Госорганы обязаны делать закупки именно из реестра, а если хотят купить иностранное ПО, должны дать объяснение. По факту, обоснования никто не проверяет, и госорганы закупают ПО зарубежного производства.

В ФАС подтверждают существование проблемы и указывают на проведение мероприятий по анализу ситуации и выявлению «действительных причин, почему заказчики не покупают отечественное ПО». В Центре компетенций по импортозамещению сообщили, что уже направляли администрации президента и правительству предложения по осуществлению контроля обоснований Минкомсвязью.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Королюк Алексей (Генеральный директор регистратора доменных имен и хостинг-провайдера REG.RU)

По Вашему мнению, поможет ли усиление контроля над госзакупками ПО в популяризации отечественного продукта?

Закупщики программного обеспечения — это как правило системные интеграторы, которые занимаются установкой ПО и аппаратной части, либо системные администраторы в ведомствах. Ключом к изменению здесь является выход из зоны комфорта. Внешние факторы должны сложиться так, чтобы закупщики были вынуждены заменить привычное программное обеспечение. Часто тормозом становится привычка. В данном случае привычка покупать ПО одного и того же производителя. Но вполне вероятно, что выход из зоны комфорта поможет увидеть что-то новое. А это, в свою очередь, может привести к результату, который обеспечит пользу ведомствам. Например ПО от другого поставщика может дать свежий взгляд на привычную картину мира или же новый функционал для работы.


Отмечу также другой важный момент: если достоверно не указывать причину отказа в закупке ПО, то никогда нельзя будет доработать российский софт, чтобы он соответствовал реальной потребности того или иного ведомства. Это же фактически проактивный процесс формирования пользовательских историй, которые должны решить производители софта. Поэтому важно, чтобы ведомство не просто указывало причину отказа, но и детализировано её объясняло. Кроме того важно, чтобы организации были на связи с разработчиками ПО и своевременно информировали их о необходимой функциональности. Благодаря этому разработчики российского софта смогут внедрить дополнительные возможности в новом релизе, чтобы в следующем году или в следующей закупке можно было использовать именно ПО из России. Только таким итерационным методом можно действовать.

Макаревич Николай (Управляющий директор компании «Диасофт Платформа»)

По Вашему мнению, поможет ли усиление контроля над госзакупками ПО в популяризации отечественного продукта?

«Поддерживаем позицию, что составляемые сейчас обоснования невозможности закупок российского ПО вместо иностранного надо проверять. Как показала практика, составляемые сейчас обоснования носят формальный характер и их содержимое с технической точки зрения не выдерживает никакой критики. Во многих встречавшихся нам обоснованиях имеют место быть откровенные искажения фактов, говорящие либо о низком уровне технической грамотности составителя, либо о его лени (не рассмотрены все имеющиеся продукты из реестра и их комбинации, зачастую вполне успешно решающие поставленные задачи), а также о противоправном желании закупить именно иностранный софт в обход российских альтернатив. Иногда встречаются написанные "под копирку" обоснования, созданные на основе шаблонов распространяемых поставщиками зарубежного софта. В ряде случаев составители используют эти шаблоны даже не задумываясь о том, чтобы адаптировать их к профилю своего учреждения.



В то же время считаем, что этап с проверкой обоснований можно было бы пропустить, если изменить подход к закупке иностранного ПО на более жесткий. Когда принимался текущий набор законов в поддержку перехода государственных организаций на российское ПО реестр российского ПО еще только создавался, в нем не было ни единой записи. Однако сейчас там около 5000 программных продуктов "на все случаи жизни", более сотни вариантов в каждом из разделов классификатора. Кроме того, часто нужные заказчикам функции могут обеспечиваться применением комбинаций из 2-3 российских продуктов, используемых совместно (например, так можно полностью отказаться от зарубежных СУБД типа Oracle или MS SQL Server).



В этой связи мы уверены в том, что уже наступил момент, когда можно ставить вопрос о полном или почти полном запрете на эксплуатацию иностранного ПО в госорганизациях. И лишь в особо исключительных случаях можно допустить закупку зарубежного ПО под контролем уполномоченного Правительством ведомства».

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также