Алкогольные бренды лишат индивидуальности?

13 июля 2015 г. Торговля 3 2075 Гэу Андрей

Алкогольные бренды за счет своей яркости и различных рекламных трюков, в том числе, агрессивных, привлекают к себе повышенное внимание потребителей, считают в Общественной палате РФ. Введение единого стандарта для этикеток всей алкогольной продукции помогло бы снизить потребление алкоголя среди населения РФ.

По замыслу членов комиссии Общественной палаты по поддержке молодежных инициатив, новые этикетки на всех алкогольных напитках должны остаться без фирменного логотипа и индивидуального дизайна. Название торговой марки и самого напитка, а также информация о составе и производителе будет набираться стандартизированным шрифтом. Надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» внизу этикетки останется на своем месте.

В направленном обращении в Минздрав авторы инициативы отмечают, что внимание граждан «незаметно фокусируется» на алкогольной продукции, благодаря чему люди «попадают под его влияние». Неброские же этикетки на спиртном изначально были нормой еще в царской России.

В Минздраве, в свою очередь, отмечают, что привлекательная упаковка действительно стимулирует спрос на алкоголь.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Скороход Роман (Генеральный директор, SKORPA MEDIA)

Мне искренне жаль производителей алкогольной продукции. Правительство с маниакальным рвением перекрывает все возможные лазейки для рекламы алкогля во всех медиа. Послабление для пивоваров, судя по всему, было затишьем перед бурей.

Минздрав прав, привлекательная упаковка действительно стимулирует спрос, но не конкретно на алкоголь, а вообще на любой товар. И именно этикетка – один из последних способов привлечь внимание потребителей. Но есть одно существенное уточнение. Чтобы сделать привлекательную этикетку, необходимо потратить деньги на ее создание, что, очевидно, скажется на конечной стоимости бутылки алкоголя. Таким образом, чем привлекательнее этикетка, тем дороже товар. Для ЛВП низкой ценовой категории унификация не даст желаемого эффекта, так как злоупотребляющим алкоголем лицам, как правило, вообще все равно, что изображено на этикетке. Интерес для них представляет исключительно содержимое, а не то, какие флаги или ленточки нарисованы на бутылке. Проблема пьянства среди населения, безусловно, остра и важна, но данная инициатива со стандартизацией этикеток является, на мой взгляд, сомнительной.

Кроме того, инициатива еще и странная потому, что активная политика импортозамещения рушится на глазах. Только представьте, полки в супермаркетах с интересными и яркими этикетками импортных ЛВИ и нашу стандартизированную и обезличенную продукцию. Возвращаясь к утверждению Минздрава, какую продукцию предпочтет среднестатистический покупатель? Единственное последствие от ее принятия я вижу в массовом исчезновении брендов с полок магазинов, что нанесет сокрушительный удар по и так задушенному запретами и ограничениями рынку алкоголя в России.

Левитас Александр (Эксперт по партизанскому маркетингу)

Даже если инициатива будет принята и превратится в закон, едва ли этикетки спиртных напитков сделают абсолютно одинаковыми - ведь это будет вводить потребителя в заблуждение. Скорее, просто введут некий стандарт оформления, в рамках которого бренды вынуждены будут делать свои этикетки. Это не убьёт индивидуальность торговых марок, но заставит их искать другие способы эту индивидуальность подчеркнуть - от дизайна бутылки (ведь бутылок проект не касается) до раскрутки фирменных легенд и фирменных персонажей.

Яркина Калина (Соучредитель, член управляющего совета бизнес-клуба Top Electi, Генеральный директор консалтинговой группы «БиZSезон»)

Проблему повальной алкоголизации населения нужно решать не на уровне этикетки на бутылках. Я уже как-то упоминала в одном из своих комментариев ситуацию с употреблением так называемых «перчиков» (перцовых настоек на спирту). Это жидкость с содержанием спирта порядка 80% и продается она в свободном доступе везде, даже в некоторых почтовых отделениях. Цена этой бутылочке – 20 рублей. Разводят ее на 1,5 литра воды и получают «типа водку».
20 рублей и 1,5 литра пойла. Только представьте! И эта жидкость не имеет отношение к «ликероводочной продукции», следовательно, не требуется документов, удостоверяющих совершеннолетие покупателя. Из магазинов эти «пузыречки» выносят сумками. И кто выносит? Алкаши и…подростки!
Последствия приема этой жидкости для подростков - сильнейшее отравление с отмиранием оболочек головного мозга и как следствие - летальный исход в диких муках.
Возможно это бич только регионов. Но факт есть факт. И тут, как вы понимаете, этикетка на бутылке совершенно не причем.

Что же касается непосредственно закона об этикетках. Возможно и скорее всего, он усложнит жизнь продавцам. Придется придумать некие иные способы позиционирования на рынке. Согласна с замечанием Александра Левитаса на счет формы бутылки, как вариант. В законодательстве же идет речь только об этикетках, о форме сосуда и о его качестве ни слова…пока…
С другой стороны, этикетка она, по большему счету, призвана помочь определиться с тем или иным брендом во время выбора, а не между пить или не пить вообще. Ну или в случаях, когда разумно пьющий человек (если можно так выразиться), гурман, шел между рядов алкоголя со знакомыми марками и вдруг увидел что-то новенькое, этикетка красивая, и принял решение «попробовать новинку». В этом случае одинаковость сработает.
Лично мне все равно, какие этикетки на бутылках, хоть в формате 3D и говорящие, я не пью спиртное. Поэтому я, как потребитель, целиком и полностью за другие меры борьбы с этой проблемой.
А вот с точки зрения профессиональной уже сейчас интересно, какие варианты позиционирования придумают изощрённые умы коллег по маркетингу. Очень интригующая ситуация...

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также