Российские товары получат новый знак качества «Сделано в России»

27 сентября 2013 г. Торговля 4 4581 Гэу Андрей
1 Изображение В Минпромторге проектируют новую систему подтверждения качества продукции, поскольку система ГОСТов недостаточна эффективна.

До конца 2013 года будут разработаны логотип и внешний вид награды. На создание самой системы подтверждения качества уйдет еще как минимум год. Среди сегментов рынка, которым будет предложена марка качества, в первую очередь рассматриваются мясная и молочная отрасли, легкая промышленность.

Правом присуждения нового отличительного знака будет наделена автономная некоммерческая организация. Производители смогут получить марки качества для своих товаров, только подтверждая их соответствие критериям, которые будут специально разработаны. При этом процедура получения знака качества, скорее всего, будет платной. Производители должны будут оплатить лабораторные исследования по проверке качества товара, но получат право участвовать в разработке норм качества.


Отметим, что в настоящее время государство разрабатывает ГОСТы вместе с участниками рынка, но соответствие их требованиям остается добровольным. Разработка нового бренда качества вкупе с единым реестром производителей, которые также должен появиться к концу года, являются звеньями цепи по продвижению отечественных товаров, в том числе в рамках ВТО.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Березин Игорь (Президент НП «Гильдия Маркетологов», сертифицированный эксперт по маркетинговым исследованиям и анализу рынка)

Ваше отношение к идее новой сертификации российских товаров? Поможет ли это продвижению отечественных товаров за рубежом?

Идея возродить в какой-то форме советский знак качества витает в «кулуарах» уже более 10 лет. А всевозможных конкурсов типа «Народный выбор», «Народная марка», «Марка года» и т.п. вообще несть числа. И если в конкурсах еще можно найти какой-то смысл в части привлечения внимания потребителей т.е. в области Рекламы и Пиара, особенно, если у конкурса есть серьезные информационные или финансовые ресурсы, то возня с темой «новый знак качества» (впервые я про подобную идею услышал лет 15 назад) лишена какого-то здравого смысла напрочь.

Производителям предлагается за свои деньги организовать себе на шею еще одну сомнительную контролирующую Организацию (а то их мало!) со всеми вытекающими «бонусами» в виде волокиты, бюрократии, сомнительности критериев, а то и прямой коррупции. ЗАЧЕМ??? Чтобы еще больше увеличить издержки, а затем думать на чем (качество) можно сэкономить, чтобы не сильно повышать цену?

Даже, если бы эта затея внутри страны вдруг реализовалась наилучшим образом (что фантастично), то на внешнем рынке от нее не может быть никакого проку. Для продвижения на внешние рынки (в Европе нет никаких «знаков качества») нужен не российский знак качества, а соответствие нормам и требованиям Евросоюза, особенно – санитарным! И доскональное знание юридических процедур в рамках ВТО. Лучше бы Минпромторг направил свою энергию на помощь российским производителям (заинтересованным в экспорте) в деле подготовки грамотных юристов для участия в многочисленных спорах в рамках процедур ВТО.

Голикова Евгения (Управляющий партнер Маркетингового Агентства «Люди Дела»)

Как скоро, на ваш взгляд, новый бренд качества завоюет доверие потребителя?

Для того, чтобы новый знак качества вызывал безоговорочное доверие у потребителей и покупателей, нужно очень много усилий. Понятно, что критерии получения данного знака должны быть прозрачными и понятными всем. Эти критерии должны говорить и напрямую утверждать о бесспорном качестве товара. Продвигать бренд нового знака качества, повышать уровень доверия к нему нужно как в России, так и за рубежом. Также нужно вести работу с производителями, побуждать их проходить экспертизы, чтобы получить знак. Для этого и в их глазах новый знак должен нести вполне материальные выгоды.
Наличие платной экспертизы несет в себе опасность. Первая, производитель, который выпускает качественную продукцию, ведет грамотную стратегию сбыта может просто обойтись без нее; вторая, у потребителя может сложится мнение о том, что данный знак качества можно просто купить.

При этом остаётся открытым вопрос: если на упаковке нет «Знака качества» - это значит, что производитель его хотел получить, но не смог, потому что не соответствует критериям? Или потому что просто пока не подал заявку?

Если сертификация будет проходить в добровольном порядке, то эта система не даст положительных результатов, не зависимо от того, как будет выглядеть логотип.

Мосина Юлия (Директор по развитию исследовательского агентства BCGroup)

Ваше отношение к идее новой сертификации российских товаров?

На мой взгляд, идея полезна, особенно если ее исполнение будет на соответствующем уровне. ГОСТ помнят, условно говоря, советские люди. Для многих молодых людей ГОСТ мало что значит (возможно, отчасти из-за отсутствия пиара), а потреблять качественную продукцию хотят все. Для зрелых людей это тоже станет положительным изменением, потому что, согласно многим нашим исследованиям , чем старше человек, тем больше внимания он уделяет качеству продукции.
Кроме того, это же подтверждается результатами нашего телефонного опроса: более 80% жителей России позитивно восприняли идею новой сертификации российских товаров. (см. Диаграмма 1)

Поможет ли это продвижению отечественных товаров за рубежом?

На мой взгляд, это в первую очередь нужно внутри страны – в связи со вступлением России в ВТО, на российский рынок начали выходит зарубежные производители, иногда с более привлекательной ценой при том же качестве. Важно в первую очередь удержать спрос на российскую продукцию, сделать ее более конкурентоспособной. В этом совершенно точно поможет, по моему мнению, новая сертификация.
Что касается продвижения отечественных товаров за рубежом – на мой взгляд, это спорный вопрос. Мне кажется, что качество российской потребительской продукции пока не выдерживает конкуренцию со стороны зарубежной (за исключением нескольких направлений), поэтому вряд ли новая сертификация кардинально изменит ситуацию. И, если изменит, то лишь после внутрироссийских изменений спроса, то есть это уже будет вторым шагом в развитии.
Согласно нашему опросу, около 60% людей верит в то, что новая сертификация в чем-то поможет продвижению отечественных товаров за рубежом. (см. Диаграмма 2)

Как скоро, на ваш взгляд, новый бренд качества завоюет доверие потребителя?

Мое личное мнение – на это уйдет не менее 5-6 лет. Все-таки это долгий процесс, в котором многое зависит от активности донесения информации до населения. При этом вряд ли на это будут затрачены значительные средства, поэтому процесс будет развиваться постепенно и небыстро.
По итогам проведенного телефонного опроса, основная масса людей называет срок в районе 5 лет, хотя есть мнения и о 10, и даже о 40 и более.

Белозеров Алексей (Председатель отраслевого отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по социальному предпринимательству)

Ваше отношение к идее новой сертификации российских товаров? Поможет ли это продвижению отечественных товаров за рубежом?

По моему мнению, знак качества «Сделано в России» - это скрытая форма поддержки местной промышленности в рамках ВТО, учитывая ряд ограничений, которые появились в этой связи. Как известно, Россия подписала ряд ограничений по части субсидирования местной промышленности. А подобная форма поддержка является хорошей формой субсидирования местной промышленности.
На региональном уровне всегда есть местные знаки качества – это попытка помочь своей промышленности, теми возможностями, которые есть, по сути, рекламировать их за свой счет. И это, действительно, помогает.

Однако стоит обратить внимание, что это не механизм продвижения российской промышленности на российском рынке, а это механизм защиты местной промышленности. Если знак «Сделано в России» будут «раскручивать», связав в единое целое продвижение, ритейл, продажи, появится форма, позволяющая отечественной промышленности себя рекламировать, используя меньше средств, то данный знак поможет российским товарам конкурировать с западными брендами изобилующим на рынке.

Это то, что касается использования данного знака на российском рынке. Для западного рынка такой логотип нашим товарам не поможет. Объективно наши продажи – нулевые.

Даже если на Западе будет активно рекламироваться этот знак, то это может повлиять на знание о существовании такого сегмента рынка. Без системных решений, связанных с таможней, сертификацией, логистикой продвижением и т.д. широкого экспорта российских товаров (учитывая, что речь идет о продуктах питания и лёгкой промышленности) ожидать придется очень долго.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
упоминаемые документы
Читайте также