Ритейлеров вынуждают вновь изменить ценники в сторону повышения

17 августа 2015 г. Торговля 5 2370 Иван Тихонов

Поставщики продуктов питания начали выдвигать новые условия сотрудничества с розничными сетями. Первое условие касается сроков рассмотрения новых прайс-листов - сокращения времени на обдумывание с 45 дней до 14 дней. Второе условие – повышение цен за поставки на 10%.

Ритейлеры сообщают, что новые прайсы подготовили поставщики фруктов, овощей, хлебобулочных изделий, алкоголя, а также бытовой химии. Основная причина повышения – волатильность рубля и укрепление иностранной валюты.

Представители ритейлера «Дикси» рассказали «Известиям», что наиболее зависимыми от валютных колебаний являются такие категории импортных товаров, как алкоголь, овощи и фрукты. «Сгладить» ситуацию помогают товары отечественных производителей, цены на которые остаются в рамках сезонных изменений.

Эксперты полагают, что большинство производителей пока не будут поднимать цены и займут выжидательную позицию в вопросе ценообразования, поскольку покупательная способность россиян снижается. Стоит отметить, что некоторые поставщики заранее заложили в цену товара стоимость 1 доллара в 60 рублей; поэтому значительного роста цен на эти товары не произойдет.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Мамонтов Дмитрий Анатольевич (Президент НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Хакасия", кандидат экономических наук)

Какие еще факторы, кроме колебания иностранной валюты, влияют на ценообразование? Как отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян очередное повышение цен?

Помимо колебаний курса иностранной валюты можно еще выделить два фактора, которые приводят к повышению цен на продукты питания.

Во-первых, это рост тарифов на услуги ЖКХ.

С 01.07.2015 г. увеличились тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В начале августа все получили счета на оплату уже по новым тарифам. Естественно это приводит к росту себестоимости продуктов питания. Как показывает практика, эти расходы перекладываются на плечи потребителей, причем по всей цепочке – производители продуктов питания и ритейлеры.

Ритейлеры не могут повлиять на рост тарифов, т.к. они подлежат государственному регулированию. Но они могут реализовывать мероприятия в области энергосбережения.

Во-вторых, это рост стоимости бензина.

Несмотря на существенное снижение стоимости нефти на мировых рынках, в России, в последние два месяца наблюдается рост стоимости бензина. С учетом того, что доставка продуктов питания ритейлерам осуществляется автотранспортом, удорожание бензина непосредственно влияет на процесс ценообразования.

Повышение цен негативно отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян. Четко наблюдается тенденция сокращения объемов потребления, люди начинают переходить в более дешевые ценовые сегменты. Происходят покупки по оптовым ценам товаров длительного хранения. Люди начинают приобретать товары по акциям со скидками, даже если им не нравиться данный производитель или вкусовые качества товара.

Яркина Калина (Соучредитель, член управляющего совета бизнес-клуба Top Electi, Генеральный директор консалтинговой группы «БиZSезон»)

Какие еще факторы, кроме колебания иностранной валюты, влияют на ценообразование? Как отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян очередное повышение цен?

Рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия у некоторых вызывает возмущение, близкое к негодованию. Чаще всего повышение цены на эти категории товаров население, в первую очередь, привязывает к разнице курса валют, мол, доллар вверх, и цена на хлеб туда же. Зерна в стране много, а хлеб на полках по цене унции золота.

Если рассматривать цену на хлеб исходя из себестоимости единицы продукта, то мы увидим, что в нее заложены не только зерно (мука), процент которой, в среднем, на мой взгляд, не превышает 25% в стандартном «брикете», но и затраты производителей на электроэнергию, оплату труда работников, доставку «до полки». Собственно, вот они и причины роста.
Электроэнергия в цене выросла, оплату труда, судя по последним изменениям в МРОТ тоже планируют увеличить, ну и доставка оттягивает на себя большой кусок расходов. ГСМ как-то не замечали мы чтобы дешевели сильно значимо.

Отсюда и прогнозы на то, что рост цен на продукты, в частности, хлеба и хлебобулочных изделий, будет продолжаться. Ситуация на валютном рынке, конечно, оказывает влияние на ценовую политику в нашей стране, но и иных причин для роста цен вполне предостаточно.

Вос Елена (Эксперт в сфере развития деловых и личных отношений, внешней и внутренний бизнес коммуникации, продающего имиджа, управления впечатлением, успешной личной и бизнес самопрезентации)

Какие еще факторы, кроме колебания иностранной валюты, влияют на ценообразование? Как отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян очередное повышение цен?

Очередное грядущее повышение цен, увы, вновь заставит потребителя пересмотреть список приобретаемых продуктов. Как показывает практика составления семейных бюджетов, решая проблему повышения цен, потребитель выбирает один из трех базовых путей: 1 - приобретение продуктов менее известных (возможно и менее качественных), но более дешевых марок; 2 – замена продуктов менее качественными аналогами (часто изготовленными из низкокачественного сырья, позволяющего сохранить невысокие цены); 3 – сокращение так называемых “сладостей и роскоши”, т.е. продуктов не первой необходимости. В случай необходимости более строгой экономии, используется комбинация приведенных мер.

К сожалению, все чаще списки продуктов, составляемые потребителем перед походом в магазин становятся все более короткими. Также наметилась тенденция разделения списка на две части, где в первой указываются необходимые продукты, а во второй – продукты, приобретение которых зависит от доступности цены или текущих скидок.

Стоит отметить также 4 базовые тенденции в поведении покупателя: 1 – стремление приобрести заранее, по более низкой цене продукты длительного хранения (например, моющие средства, сахар, крупы), что часто создает ненужный ажиотаж и дефицит, 2 – попытка приобрести продукты ежедневного употребления с запасом (например молоко или хлеб, который хранят в морозильнике), что часто дает не столько экономический, сколько моральный эффект и более значимо для низкооплачиваемых слоев населения; 3 – приобретение продуктов короткого срока хранения ежедневно, но в меньшем количестве, в зависимости от наличия средств на сегодня в кошельке; 4 –приобретение продуктов не в одном ближайшем магазине, а в различных, ориентируясь на систему предоставляемых текущих скидок.

На вопросы ценообразования сегодня несомненно влияют не только валютный курс, но и основные затратные факторы продавцов, такие как аренда, транспортные расходы (а значит и цены на бензин), повышение заработной платы персонала, высокие накладные расходы.

Увы, но сегодня потребителям все труднее сохранять привычный уровень жизни, а на практике потребительская корзина заметно снижает свой ассортимент и качество приобретаемых продуктов.

Березин Игорь (Президент Гильдии Маркетологов, сертифицированный эксперт по маркетинговым исследованиям и анализу рынка)

Какие еще факторы, кроме колебания иностранной валюты, влияют на ценообразование? Как отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян очередное повышение цен?

Снижение курса национальной валюты – лишь один из факторов большой группы под названием «рост издержек производства». К издержкам производства продуктов питания также относится: оплата труда (средняя заработная плата в России выросла за год на 8,5%), приобретение сырья, топливо и электроэнергия, тарифы на грузоперевозки (выросли за год на 11%), цена кредита (выросла в 1,5 – 2 раза), налоги и сборы, штрафы и прочие обременения. В частности – дополнительные требования по маркировке товаров. Практически любое новое требование указывать на упаковке продукта «отсутствие ГМО», состав продукта по микроэлементам,
И т.п. ведет к увеличению издержек производства упакованных продуктов на 1 – 3%.

Повышение цен вовсе на «очередное» - а постоянно проистекающий процесс. Просто в лучшие годы цены росли на 0,5% в месяц, а в декабре 2014-го и январе 2015-го на 3 – 5%. Сейчас – на 1 – 1,5% в месяц. Потребители реагируют на повышение цен (в условиях замедления роста доходов) известно как: посещение большего числа магазинов в поисках лучшей цены («желтые ценники»), переключение на менее дорогие категории (с говядины на свинину, со свинины на птицу, с охлажденной на замороженную), на менее «раскрученные» марки, на дискаунтеры и гипермаркеты, где цены ниже, чем в супермаркетах и магазинах, торгующих через прилавок.

Противостоять тенденции постоянного роста цен (с высокими темпами) можно только развивая производство, увеличивая предложение, поощряя конкуренцию, повышая эффективность производства (производительность) и обращения (транспорт, логистика, торговля), снижая избыточные барьеры, уменьшая зарегулированность отрасли (розничная торговля), совершенствуя финансовую и налоговую систему. Особенно – в части кредитования производителей под обязательства поставок по фиксированным (или даже – сниженным) ценам.

Масленников Роман (Директор агентства взрывного пиара "Простор Пиар и Консалтинг", автор книг "Раскрутка СуперФирмы", "Наконец-то знаменит" и др.)

Какие еще факторы, кроме колебания иностранной валюты, влияют на ценообразование? Как отразится на индивидуальной продуктовой корзине россиян очередное повышение цен?

Кроме курса доллара на рост цен влияют следующие факторы: в целом - зависимость от иностранных валют, (хотя можно было бы уже давно двигаться к продаже нефти за рубли), неэффективность бизнеса (неумение управлять людьми и мотивировать на работе, не только в трудные времена, но и вообще), удорожание интернет-рекламы, (почему-то Яндекс.директ, ряд рассылочных сервисов - GetResponse и др. - по прежнему дают цену в долларах), неумение рекламироваться и пиариться, и ряд других условий. Но эти - основные.

Продуктовая корзина россиян должна зависеть от степени возделки личного огорода. Все идет к тому, что овощи с дачи станут основным "поставщиком" наших сограждан. Тем более, поддержка сельского хозяйства сейчас в тренде.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также