Superjob: зарплаты маркетологов продолжают расти в кризис

18 августа 2015 г. Торговля 4 2215 Гэу Андрей

Стоимость услуг маркетологов в августе возросла на 8,3%, следует из исследования рекрутингового портала Superjob. В зависимости от опыта, квалификации, размеров компании и масштабов задач зарплаты маркетологов варьируются от 30 до 120 тыс. рублей.

Для анализа Superjob выделил четыре основных уровня зарплат маркетолога-аналитика в России: для специалистов без опыта работы, минимальным опытом, опыт работы от двух лет и опытом работы не менее трех лет по специальности.

Так, зарплатные предложения для специалистов без опыта работы в Москве начинаются от 40 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — от 33 тыс. рублей. Более высокий уровень оплаты труда, в Москве – 50 – 55 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге – 40-45 тыс. рублей, возможен при наличии опыта работы с большими массивами данных и опыта написания аналитических отчетов.

Зарплатные предложения в диапазоне 85 тыс. рублей в Москве и 70 тыс. рублей в Санкт-Петербурге предлагаются соискателям, которые владеют различными методами статистического анализа данных и имеют опыт ценообразования. Для получения зарплаты до 120 тыс. рублей в Москве и до 100 тыс. рублей в Питере необходим опыт построения моделей и стратегического прогнозирования, а также знание английского языка на разговорном или свободном уровне.

Средний заработок маркетолога-аналитика в Москве на август этого года составляет 68 тыс. рублей. Второе место – у Санкт-Петербурга со средним заработком в 55 тыс. рублей, на третьем – Екатеринбург с зарплатой в 46 тыс. рублей.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Березин Игорь (Президент НП «Гильдия Маркетологов», сертифицированный эксперт по маркетинговым исследованиям и анализу рынка)

Прежде всего хочу обратить внимание на то, что рост среднего размера НОМИНАЛЬНОЙ заработной платы маркетологов (а также в среднем по экономике) на 8,3% за год при инфляции потребительского рынка в 15 – 16% за год означает СНИЖЕНИЕ реальной (по покупательской способности) заработной платы на 6 – 6,5% за год.

К сожалению, в условиях продолжающегося спада экономической активности (- 4% по ВВП, - 5% по промпроизводству, - 6% по инвестициям, - 8% по обороту розничной торговли) рассчитывать на скорое восстановление роста РЕАЛЬНЫХ доходов (и заработной платы) специалистов не приходится.

Также хочу обратить внимание на то, что приведенные в обзоре цифры по средней заработной плате маркетологов в Москве всего лишь на 6% превосходят средний показатель заработной платы по столице в целом по данным Росстата. В Петербурге средняя заработная плата маркетолога превышает среднюю по городу на 18%. Тогда как еще 10 назад это превышение было 1,5 – 2 кратным. Это говорит о том, что оплата труда маркетологов в последние годы растет существенно меньшими темпами ,чем у других специалистов.

Конечно, грамотные специалисты, с серьезным стажем работы и внятными достижениями всегда будут востребованы. И – особенно в кризис! Остальным придется доказывать работодателям свою профессиональную пригодность и полезность для организации.

Мосина Юлия (Директор по развитию исследовательского агентства BCGroup)

Я думаю, что данные Superjob отражают реальную ситуацию на рынке.
Мы занимаемся маркетинговыми исследованиями, то есть, по сути, являемся «конкурентами» маркетологов-аналитиков, и мы тоже заметили значительный рост интереса к исследованиям.
Думаю, это связано с текущей экономической ситуацией. По сути, можно выделить три основных причины роста интереса к указанной теме:
1. Многие компании перестали расти, пришло время понять, на каком рынке они работают, какие рыночные сегменты не охвачены или охвачены слабо.
2. Кризис – это время смены поставщиков, а значит время изменений в расстановке сил на рынке, активных изменений долей рынка. У кого-то доля рынка растет, у кого-то падает, это важно отслеживать и понимать ситуацию в динамике.
3. Кроме того, кризис – это хорошая возможность для увеличения доли рынка. Если компания это понимает, то маркетинговое исследование силами маркетолога-аналитика или сторонней компании поможет сориентироваться в ситуации и вовремя принять правильные решения.

Единственное, что я бы добавила к материалу Superjob – хорошего маркетолога-аналитика найти очень сложно. Это и проблема ВУЗов, и, если говорить о молодых специалистах, ограничения из-за демографической ямы 1990х годов.

Елендо Екатерина Николаевна («Рекадро», директор)

Спрос на маркетологов в текущий момент находится на уровне спада. В ситуации высокой экономической неопределенности, бизнес стремится минимизировать расходы, и в первую очередь это касается расходов на маркетинг, HR, рекламу, PR, другие бизнес услуги. Часто эксперты предупреждают о неправильно выбранных приоритетах: когда компании испытывают трудности, нужно как раз больше внимания уделять аналитике, искать новые рынки сбыта, изучать потребности, работать с жизненным циклом продуктов и услуг, внедрять изменения, в том числе в стратегию, более точечно вкладывать средства и т.п. Но все мы знаем, что на деле получается с точностью наоборот. Поэтому, не нужны сейчас маркетологи... Это легко проверить: на работных сайтах количество резюме в разы превышает количество вакансий в этой сфере.
Небольшое оживление рынка труда в июле-августе 2015 года позволило прирасти и вакансиям маркетологов. На мой взгляд, незначительно. В нашем агентстве запрос на данные позиции вырос всего лишь на 3%.
Что касается уровня заработных плат, то с начала лета изменился подход к стартовым предложениям для кандидатов. Специалисты Рекадро отмечают рост уровня стартовых зарплат до 5 – 6 %. В среднем же, уровень зарплаты маркетологов остаётся в диапазоне 40-50 тысяч рублей, на этот уровень согласно большинство соискателей. Для опытных специалистов - маркетологов зарплата в размере 70-80 т.р. считается приемлемой.

Калугин Сергей (Эксперт)

Я могу дать свой взгляд для малого бизнеса на эту ситуацию.
Это как в анекдоте про маркетологов:
На работу в крупную компанию устраивается семья людоедов. На собеседовании в отделе кадров отец семейства клятвенно обещает, что никого из сотрудников трогать не будут, и вообще они завязали... Работают. Вроде всё нормально, тихо и спокойно. Через какое-то время офис начал покрываться пылью, в корзинах скопились кучи мусора...
Кадровик вызывает отца семейства и спрашивает:
— Вы что, опять за старое взялись?
Отец семейства собирает семейный совет и говорит:
— Сколько раз вам говорить, — уборщиц не трогать! Маркетологов ели — никто не замечал!

На самом деле, описанная вводная часть относится к аналитикам, но это лишь часть работы отдела маркетинга. Не стоит упоминать то, что ВУЗы выпускаю не практических маркетологов. Сами преподаватели, часто, не имеют практики в области маркетинга и не могут ничему путному научить студентов.

Что на самом деле нужно от маркетолога бизнесу - так это входящие звонки или запросы с сайта или приходы людей в точку продаж с желанием купить то что продаёт бизнес.

Это конкретный результат. Его можно измерить как количественно, та и в деньгах.

На самом деле, найти хорошего маркетолога - это большая удача. Однажды мне пришлось провести собеседование с 50 людьми, чтобы выявить 2-х претендентов, но из них после собеседования тоже не все дошли до практических результатов своих проданных умений.

В основном приходили люди - специалисты по "осваиванию бюджета", а не по его созданию.

Я помню свой первый опыт найма PR специалиста и маркетолога. Красивые отчёты, графики ....
Но звонков не становилось больше. В итоге самому было легче привлекать клиентов, чем использовать услуги таких "специалистов".
Похожая ситуация проявлялась не раз.
Легче всего вырастить "с нуля" маркетолога внутри компании. Сейчас много курсов, тренингов, которые позволят быстро из специалиста по бизнесу сделать хорошего маркетолога.

Получается, что на рынке есть дефицит таких кадров. Я имею в виду качество таких сотрудников, а не количество резюме на сайтах о поиске работы.

А в период спада, единственный правильный путь - это усилить продвижение бизнеса и его продуктов, чем и должен заниматься маркетолог.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также