МВД предлагает пересмотреть ГОСТы по изготовлению автомобильных номеров

21 ноября 2016 г. Транспорт 1 1210 Иван Тихонов

Начальник НИЦ БДД МВД России Олег Порташников сообщил о готовящейся реформе номерных знаков для легковых автомобилей, мотоциклов, а также спортивных и ретро автомобилей. Новые знаки будут меньше по размеру, а также получат новую форму, которая соответствует разъемам для крепления на машинах и мотоциклах иностранного производства. Предполагается, что владельцы японских и американских автомобилей будут получать задние госномера, по форме напоминающие мотоциклетные.

Г-н Порташников рассказал «Ъ», что сегодня не все дилеры предлагают специальные переходники на номера. Ввиду этого, владельцы часто прикрепляют знаки в неположенных местах или с нарушением норм (например, просверливание дополнительных отверстий для креплений, что грозит штрафом в 500 рублей). В НИЦ предлагают разрешить делать дополнительные отверстия, но в конкретных местах.

Более того, в НИЦ БДД считают необходимым выдавать отдельные номера для ретро автомобилей, а также для спортивных машин. Кроме особых госзнаков, к таким транспортным средствам рекомендуется разработать отдельные условия эксплуатации.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Ахметжанов Равиль (Руководитель юридического отдела МООП "Общество защиты прав автомобилистов")

Как Вы оцениваете идею обновления стандартов номерных знаков для указанных выше групп транспортных средств?

Требования, предъявляемые к водителям, должны быть выполнимыми. Требования, касающиеся размещения регистрационных знаков, периодически вступают в противоречие с возможностями авто- и мото- собственников. Сама идея визуальной идентификации транспортных средств (ТС) по государственным регистрационным знакам (ГРЗ), по иным идентификаторам, также как и идея по их учету, устаревает день ото дня. Это проявляется как в невозможности исполнения некоторых требований закона, так и в невозможности реализации своих прав собственниками. В качестве примеров можно привести указанные в новости трудности с размещением ГРЗ на мотоциклах, на различных автомобилях, предназначенных для установки ГРЗ, отличных от наших норм, но, кроме того, еще и то, что ГРЗ используется для идентификации целевого применения ТС (такси, общественный транспорт, ТС специального назначения и т.п.)

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.94 целью регистрации ТС названа необходимость полноты учета ТС. МВД этого показалось мало, поэтому в Приказе МВД №1001 от 24.11.08 уже говорится что «Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации».

В такой реализации Постановления Правительства есть некоторые недостатки. К примеру, законом предусмотрена возможность возложения ответственности за нарушение ПДД на собственника ТС, но ГИБДД не регистрирует право собственности, поэтому нет оснований для уверенности в том, что собственником ТС, водитель которого нарушил ПДД, является некое лицо, указанное в регистрационных документах. Это вызвано положениями ст. 8 ГК РФ, где говорится о том, что право собственности может возникать в результате заключения договора купли-продажи или по иным основаниям. Следовательно, указанное в документах лицо привлекается к ответственности с элементом допущения заведомо ложного вывода о возможности привлечения лица к ответственности.

К регистрационным данным привязаны и иные явления гражданского оборота. Если предприниматель принимает решение использовать свой автомобиль в качестве такси, то он должен получить регистрационный знак желтого цвета. Наличие такой обязанности не должно мешать его праву использовать своё имущество в личных целях, не связанных с заявленной предпринимательской деятельностью. На сегодняшний же день, есть реальная возможность привлекать такого собственника к ответственности за использование нестандартного ГРЗ (к примеру, белого цвета) или за отказ такого "таксиста" обслуживать потребителя в свой выходной день, когда он едет по своим личным делам. Наличие одного ГРЗ может быть указано в разрешении на осуществление таксомоторных перевозок, которое привязано к конкретному лицу, подавшему заявление на разрешение, но это заблокирует использование данного ТС иным лицом для тех же целей, но под свою ответственность, на основании договора аренды, к примеру. Следовательно, в новом ГОСТ могут быть положения о том, что на одно ТС может быть выдано более одного или двух ГРЗ, и это не в ущерб основным целям регистрации.

Нельзя не сказать и про формы идентификации ТС, не связанные с визуальным контактом наблюдателя. В новом ГОСТ могут быть предусмотрены положения, вводящие использование ГРЗ с источниками радиосигналов, по которым можно идентифицировать ТС. Также можно предположить, что могут быть введены изменения, связанные с обязательностью расположения ГРЗ в определенном месте. Не секрет, что в некоторых случаях водители вынуждены размещать ГРЗ заведомо в нестандартных местах (под ветровым стеклом, к примеру), с нестандартным крепежом (сейчас требуется крепить болтами), в отсутствие каких либо поверхностей, защищающих ГРЗ от воздействия окружающей среды (оргстекло, пленки и т.п.), но любое из нарушений может повлечь за собой привлечение водителя к ответственности, вплоть до лишения водительского удостоверения.

В наше время появляется возможность вносить свои предложения по требованиям нормативных актов, в связи с чем, после издания проекта стандарта, в момент общественных обсуждений, любой желающий может внести свои предложения или пожелания. Такие предложения и замечания могут быть изучены специалистами, с возможным отражением в ГОСТ, которым предстоит руководствоваться в дальнейшем.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также