Российским отелям присвоят «звезды» к 2018 году

21 марта 2013 г. Туризм 3 9668 Гэу Андрей
1 Изображение Министр культуры Владимир Мединский выступил с инициативой полностью сертифицировать гостиницы России по международным стандартам звездности к 2018 году. В городах, где будет проводиться чемпионат мира по футболу, классификация должна быть завершена на два года раньше.

По словам министра, в данный момент в российском гостиничном бизнесе сложилась ситуация, при которой «звезды вешаются по принципу «как хочу», их присуждают уполномоченные фирмы, которые выбирают областные администрации, что является достаточно произвольной ситуацией и нуждается в наведении порядка». Более того, отсутствие классификации отелей позволяет гостиницам большей частью не учитываться, а находиться в тени.

Законопроект о проведении классификации отелей уже разработан. С его принятием власти связывают как минимум два положительных момента: попадание российских гостиниц в международные сети продаж, и повышение собираемости налогов. В качестве примера Мединский привел практику обязательной сертификации в Сочи, благодаря которой собираемость налогов от гостиничного бизнеса выросла на десятки процентов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Пацай Сергей (Управляющий, AMAKS Hotels & Resorts )

В мировой практике насчитывается более 30 систем классификации отелей. Единой для всех стран системы классификации гостиниц не существует, а нормативы носят, как правило, рекомендательный характер. Во многих странах сертификация отелей даже внутри страны необязательна. Так, в Чехии, Австрии и Финляндии отели не имеют официальных «звезд».
Но, выбирая гостиницу определенной категории, мы все же ожидаем предсказуемый набор услуг. Как правило, звездность выставляют операторы, а клиенты таких порталов как booking.com по определению доверяют их оценкам.

Поскольку отечественный гостиничный рынок еще находится на этапе становления, для российского клиента пока не столь важно, классифицирован отель или нет. А вот для наших иностранных гостей официально подтвержденный статус гостиницы имеет большое значение.
Если говорить о том, нужна ли в России обязательная классификация отелей, то это вопрос, требующий серьезного осмысления. Так, многие построенные 20-30 лет назад гостиницы провели реновацию номерного фонда, но остались там и неотремонтированные номера. При прохождении классификации выводы делаются по худшим номерам отеля и по самой низкой категории номера. Таким образом, если у Вас в гостинице один этаж на 3 звезды, а остальные — на 4, то отелю все равно будет присвоена категория 3 звезды. А это означает, что старые гостиницы оказываются менее конкурентоспособными по сравнению с недавно построенными. Поэтому, на мой взгляд, в случае обязательной повсеместной классификации данный процесс займет не один год.

Отели компании AMAKS Hotels&Resorts не являются официально классифицированными. Мы считаем, что на сегодняшний день прохождение этой процедуры не дает нам видимых конкурентных преимуществ. Поэтому основные усилия направляем в русло соблюдения сетевых стандартов AMAKS Hotels&Resorts, никогда не останавливаясь на достигнутом. Наша цель – по максимуму удовлетворить ожидания гостя.

Лозунг AMAKS Hotels&Resorts - «Дом вдали от дома», поэтому мы всегда стремимся дать гостю уверенность, что уровень обслуживания будет соответствовать его ожиданиям. На сегодняшний день AMAKS Hotels&Resorts занимает собственную уникальную нишу, формат которой можно обозначить как «гостиницы 3* - сервис на 5*». Наши гостиницы, на мой взгляд, невозможно объективно сертифицировать ввиду наличия самой широкой инфраструктуры. Не каждая гостиница 3* может похвастаться полноценной развлекательной зоной, боулингом, бильярдом, круглосуточным режим работы ресторана, бесплатным Wi-Fi и т.п.

Существующая сейчас система классификации гостиниц и других средств размещения несовершенна, а рамки самой процедуры довольно размыты. Поэтому данная классификация имеет минимальное отношение к удовлетворению потребностей гостя. Высокая «звездность» вовсе не гарантирует гостю высокое качество услуг.

Нельзя исключать российский менталитет - соблазн заплатить за лишнюю «звезду» действительно велик. Самое главное, не стоит обольщаться, что наличие «звезд» автоматически повысит качество предоставляемых услуг и сервиса.

По моему мнению, сегодняшние попытки ввести обязательную классификацию – мера в известной степени вынужденная. Она обусловлена попыткой навести хоть какой-то порядок на гостиничном рынке с «диковатой» конкурентной средой. То есть, классификация служит не методом ранжирования конкурентных преимуществ отелей, но способом стандартизации продукта. Преимущества же складываются из массы других факторов: сервиса, городской среды, транспортной доступности, имиджа бренда.

Прасов Вадим (Вице-президент, Федерация рестораторов и отельеров)

Ваша общая оценка инициативы Министерства культуры о сертификации гостиниц России по международным стандартам звездности. Перспективы ее реализации на практике.

Говорить о "международных стандартах" довольно сложно, скорее нужно вести речь о том, что создана российская система классификации отелей, которая разработана и доработана с учетом лучших международных образцов. С точки зрения обязательности, инициатива абсолютно оправдана, поскольку за годы добровольной классификации (а это около 10 лет) ее прошло и получило звезды всего порядка 600 объектов, что составляет менее 5% от общего количества объектов размещения в Российской Федерации. Проведение обязательной классификации позволит не только составить полный реестр средств размещения и повысить собираемость налогов, но и поможет потребителям оценивать уровень и качество отелей на основе государственной системы, а не умозрительной оценки собственника или менеджмента объекта, сделает определение цены и соответствие цены и качества более справедливым и рыночным. К тому же введение обязательной системы приведет к необходимости строительства новых объектов не по наитию или "на глазок", как зачастую принято в нашей стране, а создание объектов, заведомо соответствующих определенным требованиям.

Известно ли вам о проекте закона, регулирующего сертификацию российских гостиниц? Если да, принимали ли в его разработке участие представители гостиничного бизнеса?

Да, известно. Представители гостиничного бизнеса стараются принимать в нем посильное участие, но необходимо признать, что на разных этапах наблюдались попытки участия в разработке системы классификации структур, далеких от гостиничного бизнеса, не понимающих его операционных стандартов и современных мировых тенденций. Считаю, что роль участников гостиничного бизнеса Российской Федерации, особенно общественных объединений, должна быть более основательной, поскольку организовать регулирование данной отрасли невозможно без понимания законов бизнеса и современных требований. Отдельно хотелось бы сказать о необходимости прописания в законе положения, согласно которому у каждой действующей гостиницы есть определенный период (скажем 3 года), которые она может функционировать без классификации, но с пониманием ее неотвратимости, что позволит большому количеству объектов, не соответствующих на сегодняшний день никаким требованиям, привести в порядок номерной фонд и инфраструктуру, провести ремонт, реновацию или реконструкцию и только после этого пройти классификацию. Не секрет, что 60-70% рынка на сегодняшний момент никоим образом не соответствуют современным требованиям и, соответственно, не смогут пройти процедуру классификации, что сделает ситуацию патовой. А за 3 года отель может не только провести ремонт или реконструкцию, но и поменять собственника, например, что опять же должно положительно сказаться на развитии гостиничного бизнеса в стране в целом.

Как поступить с теми гостиницами, которым уже присвоены звезды по "произвольному методу", без единого государственного механизма?

Все зависит от того, какие именно звезды им были присвоены, по какой системе и кто был классифицирующим органом. В случае, если классификация проводилась уполномоченной аккредитованной компанией по действующей системе классификации (пусть даже без учета последних ее доработок), должен быть создан либо механизм упрощенной классификации, либо подтверждена текущая звездность, но срок следующего подтверждения класса отеля должен быть принципиально сокращен. В случае, если проведение классификации было проведено компанией, осуществляющей свою деятельность вне системы утвержденной государственной классификации либо не имеющей соответствующей аккредитации, классификация должна считаться не пройденной, а объект - пройти новую по единой государственной системе.

Колесников Сергей (Вице-президент, Федерация рестораторов и отельеров)

Ваша общая оценка инициативы Министерства культуры о сертификации гостиниц России по международным стандартам звездности. Перспективы ее реализации на практике.

На сегодняшний день классификация гостиниц определяется Приказом №35 Министерства спорта, туризма и молодежной политики от 25.01.2011г. Пока обозначенные в документе нормативы применялись в основном только к Сочинскому региону, по понятным причинам. Ввиду проведения на территории России масштабных спортивных мероприятий международного уровня, в дальнейшем, классификация войдет в обязательную систему для всех регионов. В основе принятых у нас стандартов лежат международные, поэтому сильных разночтений нет, и российская классификация уже содержит базу международной классификации.
Инициативу Министерства культуры о сертификации гостиниц России считаю положительной, перспективы зависят от исполнительных мер. Существует некий срок, который предоставляется гостинице для доработки, проведения необходимых ремонтов и т.д., сейчас он составляет около 2 лет, т.е. по истечению срока, комиссия оценивает объект и выносит решение. Эта система опробована в Сочи, и полностью себя оправдала.

Известно ли вам о проекте закона, регулирующего сертификацию российских гостиниц? Если да, принимали ли в его разработке участие представители гостиничного бизнеса?

Сертификацию разрабатывали люди, которые имеют прямое отношение к гостиничному бизнесу. В частности, Татьяна Николаевна Гостенина и ряд других экспертов, т.е. это люди, которые имеют фактический опыт работы в гостиничном секторе, что очень важно на этапе разработки и принятия классификации. Положительно оцениваю и постоянную доработку проекта, т.е. документ дополняют, учитывая актуальные данные, таким образом, это проект по-настоящему живой.
Другой важный момент в классификации – есть понимание не только звездности объектов, но и форматов гостиниц, например, мини-отелей, разрабатывается сертифицирование хостелов и т.п.

Как поступить с теми гостиницами, которым уже присвоены звезды по «произвольному методу», без единого государственного механизма?

Нужно понимать, что звезды будет необходимо подтверждать через 2 или 3 года. И это хорошая практика. Нужно подтверждать качество услуг, уровень сервиса – это постоянная работа, которая ведется и будет продолжать осуществляться. «Произвольный метод» уйдет. В экспертный совет, который будет оценивать отели по классификации войдут сертифицированные, аккредитованные организации, юридические лица. И классификация будет работать.
Общество растет и улучшается, работа классификации по международным стандартам это важный положительный шаг для гостиничного рынка России.
Инициатива единой классификации положительно скажется на рынке. Это позволит оправдывать ожидания потребителя гостиничный услуг, когда отель одной звездности завышают и выдают за другой, так же единая классификация позволит развиваться здоровой рыночной конкуренции.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также