СМИ: Роспотребнадзор предложил сформировать реестр интернет-магазинов


Роспотребнадзор выступил с инициативой разработать в Российской Федерации в 2019-м единый реестр российских и зарубежных интернет-магазинов. Инициатива направлена на сокращение теневой онлайн-коммерции в РФ и на защиту прав потребителей. Об этом стало известно из пресс-службы ведомства, передают «Известия».

По материалам газеты, в соответствии с инициативами надзорного ведомства, домены интернет-магазинов должны быть привязаны к определенному юрлицу, зарегистрированному в Федеральной налоговой службе, которому будут в случае потребности отправлены претензии и жалобы потребителей.

Вместе с тем, юридическое лицо, которое владеет таким магазином, также обяжут регистрировать адрес электронной почты площадки.

В РОЦИТ перспективу создания реестра поддерживают, поскольку это позволит оценить реальный объем электронной коммерции в РФ, а также снизить долю обманутых покупателей.

Прежде стало известно, что общий объем онлайн-покупок, совершенных гражданами РФ за первые 6 месяцев текущего года, превысил 1 трлн рублей. По информации АКИТ, по результатам прошлого года объем сегмента интернет-торговли увеличился на 21%.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Березин Игорь (Президент Гильдии Маркетологов, сертифицированный эксперт по маркетинговым исследованиям и анализу рынка)

Как Вы оцениваете инициативу Роспотребнадзора по созданию реестра интернет-магазинов и внесения их в базу ФНС?

Инициатива Роспотребнадзора в таком виде носит избыточный и на практике почти не реализуемый характер.

Совершенно не понятно, что власти собираются делать в случае, если 100 тысяч маленьких интернет-магазинов проигнорируют требование регистрации своего домена в ФНС. Здесь будет уместно напомнить, что почти за год с начала попытки «выведения из тени» т.н. «самозанятых» легализовалось 600 человек из 12 – 25 миллионов.

Но и в фантастическом случае проявления поразительного законопослушания, если вдруг все эти 100 тысяч маленьких интернет-магазинов пройдут регистрацию доменов, что с ними дальше делать – совершенно не понятно. Понятно только, что потребуется существенное расширение штата контрольно-надзорно-налоговых органов. И дополнительные расходы на их содержание никогда не окупятся и лягут дополнительным бременем на и без того дефицитный бюджет нашей страны. В конечном итоге за все это заплатят российские потребители. Причем два раза: первый раз из налогов, второй – в связи с повышением цен в интернет-магазинах, а затем и в офф-лайн рознице.

Это как раз тот самый случай, когда вместо «кнута» намного эффективнее во всех отношениях (организационном, экономическом, социальном) использовать «пряник». Вместо того, чтобы гоняться за сотней тысяч меленьких интернет-магазинов на долю которых в общей сложности приходится менее 2% из триллионного оборота интернет-торговли (для понимания ситуации – оборот розничной торговли в РФ в 2016 году составил 28 трлн. руб.), следовало бы обратиться к 50 – 150 крупным интернет-магазинам на долю которых приходится 98% интернет-торговли.

И предложить им добровольно пройти «аккредитацию» в Роспотребнадзоре и ФНС. А за это внести эти магазины в «белый список» аккредитованных, опубликовать этот список на сайтах Роспотребнадзора, ФНС, Минпромторга, Ассоциации защиты прав потребителей, Российской газеты и т.д., и т.п. Разрешить этим интернет-магазинам использовать в своей рекламе «лейбл» - «Магазин аккредитован Роспотребнадзором»… Да мало ли еще можно еще придумать «пряников» не очень обременительных или совсем не обременительных для бюджета РФ.

Лиенко Светлана (Исполнительный директор регистратора доменных имен REG.RU)

"В ряде зарубежных стран, в реестрах юридических лиц есть возможность указать домен, чтобы он отображался в публичном реестре. В России ранее подобных требований к продавцам не предъявлялось.

Безусловно, регистратор обязан хранить данные о владельцах доменов и при необходимости эту информацию могут истребовать (в установленном законодательством порядке). Например, в рамках судебных разбирательств или ОРМ. Также существуют способы идентификации владельца сайта, в т. ч. по данным указанным у провайдера хостинг-услуг (по IP-адресам). Однако часто возникают ситуации, когда доменное имя регистрируется ещё до запуска проекта — сайта или магазина. Например, его регистрирует один из владельцев бизнеса на свои данные, как физическое лицо. И позже, когда проект подрастает, и сам бизнес, и администратор может быть изменён на юридическое лицо. А это значит, что не всегда в момент регистрации можно определить каким юридическим лицом в дальнейшем будет использоваться домен".

Логунов Александр (Председатель комитета по стандартизации АКИТ)

Как Вы оцениваете инициативу Роспотребнадзора по созданию реестра интернет-магазинов и внесения их в базу ФНС?

"Сегодня в России ведут деятельность более 45 тысяч интернет-магазинов, при этом порядка 30% из них не отображают на своих сайтах информацию о юридическом лице, которое реализует товар. И если у потребителя, например, возникает необходимость вернуть покупку, воспользоваться правом на гарантийное обслуживание или возникает какая-либо претензия к онлайн-продавцу, он не знает к кому обратиться. В случае реализации инициативы по созданию подобного реестра, потребитель сможет узнать информацию о юридическом лице, к которому ему необходимо обратиться с претензией. Нововведение будет способствовать продолжению процесса обеления рынка, а, в совокупности с последними изменениями в 54-ФЗ, ФНС сможет легко выявлять нарушителей, которые не применяют на сайтах своих магазинов новую ККТ".

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также