«Антитабачный» закон одобрен Советом Федерации

14 февраля 2013 г. Торговля 7 4209 Гэу Андрей
1 Изображение С 1 июня на курение будет запрещено в общественных местах: государственные учреждения, ВУЗы, школы, больницы, стадионы, рестораны, поезда и вокзалы будут освобождены от табачного дыма. За принятие документа проголосовал 441 депутат, один против.

Запрета на курение коснется детских, медицинских, образовательных и спортивных учреждений, нельзя будет курить на пляжах, в лифтах, лестничных площадках в многоквартирных домах, в аэропортах, на вокзалах и платформах пригородных электричек, в поездах, гостиницах и т.д. Специальные комнаты для курильщиков останутся только на предприятиях и в офисах.

Одновременно вводится запрет на розничную торговлю табаком с выкладкой и демонстрацией продукции в магазинах, а табачным компаниям будет запрещено проводить лотереи и спонсировать фестивали, передают «Вести ФМ».
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Кирпишева Виктория (PR-директор, клуб «Зал Ожидания»)

Сложно ответить однозначно. С одной стороны, курильщики, безусловно, будут чувствовать себя на площадке менее комфортно, когда у них не будет возможности курить. С другой, есть большое количество некурящих людей, которые просят ввести запрет на курение в зале, потому что им неприятно, что их одежда после посещения концерта пахнет табаком.
Если говорить о партнерстве между клубами, концертными площадками и табачными компаниями, то о них, видимо, придется забыть. Для кого-то это может стать серьезной проблемой, потому что есть организаторы, которые осуществляют свою основную деятельность в большей степени на спонсорские деньги.

Гавришин Иван (Associate, Law Firm Nektorov, Saveliev & Partners)

Законопроект предусматривает широкие ограничения продажи и потребления табачных изделий. Серьезное ограничение мест для курение, введение особых требований для мест реализации табачных изделий, запрет на производство и продажу имитирующих товаров, безусловно, будут способствовать снижению курения табака. В то же время, в итоговый текст законопроекта был внесен ряд изменений, которые во многом соответствуют интересам табачных компаний и значительно снижают эффективность указанного законопроекта.

Европейский опыт борьбы с табачными компаниями, показал, что наиболее действенный способ борьбы с курением, особенно среди несовершеннолетних, является увеличение цен на табачную продукцию. Изначальный текст законопроекта предусматривал возможность установления минимальных цен на табачную продукцию, при этом предполагалось закрепить ежегодное увеличение цен. В итоговом тексте законопроекта, принятом в третьем чтении, подход к регулированию минимальной цены был кардинальным образом изменен. Теперь минимальная розничная цена устанавливается в размере 75% от максимальной, которая, в свою очередь, устанавливается табачными компаниями самостоятельно. По сути, государство оставило себе только косвенные инструменты регулирования минимальной цены табачной продукции – акцизы. Таким образом, в итоговом тексте законопроекта установление минимальной розничной цены на табачные изделия во многом контролируется табачными компаниями, что является явным послаблением в регулировании по сравнению с первоначальным текстом.

Селютин Александр Викторович (адвокат, управляющий партнёр юридической группы "Селютин и партнёры", к.ю.н., доцент)

Антитабачный законопроект изначально подвергался критике и различным мнениям. Неоднозначное мнение содержалось как среди депутатов, так и среди правозащитников, по мнению которых баланс между правами курильщиков и некурящих должен быть соблюден. Табачным лоббистам удалось «избавить» законопроект от некоторых запретов, однако все они незначительны и на достижение цели законопроекта – ограничить некурящих от табачного дыма – не влияют. Например, законодатели отказались от запрета проведения благотворительных акций для табачных компаний. На общем фоне содержащихся в законопроекте запретов такие снисхождения для курильщиков и табачных компаний – незначительный минимум.

В законопроекте содержатся достаточно жесткие ограничения на курение и продажу табака: запрет на курение и продажу в госучреждениях, вузах, больницах, ресторанах, поездах и даже у метро. Места для курения останутся только в офисах. Однако следует отметить, что запреты начинают действовать не одновременно: часть уже с июня 2013 года, часть – с 2014 года, а некоторые из запретов и вовсе с 2017 года (например, норма об обеспечении учета производства табачной продукции, оптовой и розничной торговли табачными изделиями).
В настоящее время законодатель работает над штрафными санкциями в КоАП РФ за нарушение табачного закона. Однако до сих пор не определено, каким образом будет осуществляться контроль за исполнением закона.

Чесноков Игорь (Интегрум, директор по маркетингу)

Мониторинг социальных медиа с 11.02 по 17.02 выявил, что в сети преобладает однозначно негативное отношение к курению и, соответственно, позитивное – к новому антитабачному закону. Электронные петиции, призывающие отменить или смягчить закон, набирают существенно меньше подписей, чем петиции и опросы в поддержку закона. Суммарное количество высказываний за закон превышает суммарное количество высказываний против более чем в 3 раза, что подтверждает официальную информацию о поддержке закона 2/3 россиян.

Это связано с общей тенденцией вести здоровый образ жизни, а также со стереотипическим, многократно повторенным представлением, что курение – это плохо.

Было замечено, что новый антитабачный закон поддерживают люди, которые признают, что сами не бросят курить, но желают, чтобы это сделали другие.

Негативные отзывы направлены против идеи запрета как такового ввиду популярных в сети оппозиционных настроений, без попытки оспорить вред, который причиняет курение.

Обнаружено большое количество сообщений нейтрального характера: перепосты новостей о законе, и их количество сравнимо с негативными мнениями о законе. Однако под ними часто разворачивается оживленная дискуссия, так что можно признать: эта тема биполярна и целиком располагается в плоскости «негатив-позитив».

Вяльцев Степан (Руководитель проекта SmartBox eCRM)

Обсуждения «антитабачного закона» вызвали оживленную дискуссию в социальных медиа. Как и следовало ожидать, законопроект был воспринят интернет-общественностью прохладно. Индекс net sentiment, который отражает тональность отношения аудитории к объекту, до начала обсуждения законопроекта в Думе составлял порядка 0,4.

По традиции, наибольшее количество упоминаний с негативной окраской сосредоточено в Twitter и на Livejournal. Причина - высокая концентрация оппозиции, которые любое нововведение правительства встречает одинаково негативно.

Тем не менее, ВКонтакте подавляющее большинство пользователей поддержали инициативу: net sentiment по этой площадке превышает 0,8. Мы связываем это с тем, что в данной социальной сети большая доля активной аудитории 20-27 лет, которая посещает площадку с целью потребления легкого развлекательного контента, и кроме того, часто занимает активную жизненную позицию. Много среди них и молодых родителей, поэтому такая поддержка государственной инициативы по борьбе за здоровый образ жизни была встречена ими с воодушевлением.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Гэу Андрей    15 февраля 2013 г.

права курильщиков не ущемляются?

    15 февраля 2013 г.    

Великолепно, жаль, что нужно ждать полтора года до полного вступления в действие

Читайте также