Понятие национальной и международной правовых систем

В.В. ГАВРИЛОВ
Гаврилов Вячеслав Вячеславович - заведующий кафедрой международного права, декан международно-правового факультета Дальневосточного госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.
Правовая система - это комплексная правовая категория, отражающая, по мнению большинства ученых, правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность. Ее предназначение состоит в отображении основных правовых явлений, существующих в конкретном административно-территориальном или национально-государственном образовании, их взаимных связей и отношений с основным, главным компонентом данной системы - правом в его нормативном закреплении.
Понятие "правовая система" имеет существенное значение для выявления особенностей "юридической жизни" конкретного государства и поэтому достаточно активно используется в сравнительном правоведении. Обычно в его рамках применяется термин "национальная правовая система", под которым некоторыми авторами понимается "конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии конкретной страны (государства)" <*>.
--------------------------------
<*> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2002. С. 188.
У понятия "правовая система" много общего с относительно недавно появившейся в отечественной и зарубежной правовой доктрине категорией "правовая жизнь общества". Как отмечает А.В. Малько, этот термин "содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие". Если к первым, по его мнению, следует отнести, в частности, само право, правовую систему в целом, юридическую практику, правосознание и правопорядок, то ко вторым - противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовая система выступает в качестве нормативно-упорядочивающей составляющей правовой жизни, создает условия для ее стабильности и нормального функционирования. В свою очередь, качественное состояние правовой жизни общества на конкретном этапе его развития определяется в теории права при помощи термина "правовая культура" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Малько А.В. Категория "правовая жизнь": проблемы становления // Государство и право. 2001. N 5. С. 6 - 10.
Единодушно признавая необходимость использования категории "правовая система" в научных исследованиях и правотворчестве, теоретики права тем не менее никак не могут прийти к единому мнению относительно понятия и содержания этого термина. Существуют различные представления об этой проблеме как на внутригосударственном, так и на международно-правовом уровне. Достаточно сказать, что в некоторых трудах по теории права правовая система до сих пор отождествляется с понятием "система права" <*>, которое в действительности призвано отображать лишь внутреннюю структуру позитивного права, его подразделение на отрасли и правовые институты.
--------------------------------
<*> См., например: Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 180 - 183; Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 211 - 212.
Ни задачи, ни объем настоящей статьи не позволяют детально остановиться на анализе точек зрения и аргументации сторонников различных подходов к пониманию содержания термина "правовая система". Это тем более нецелесообразно потому, что в отечественной правовой доктрине уже предпринимались попытки подробного изучения этого вопроса <*>. Поэтому представляется вполне достаточным дать только краткую характеристику основных взглядов и точек зрения на указанную проблему с тем, чтобы попытаться определить причину существующих разногласий, а также предложить собственное определение национальной и международной правовой системы.
--------------------------------
<*> См., например: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. Л., 1991; Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
Определение национальной правовой системы
На наш взгляд, в отечественной теории права в настоящее время достаточно четко обозначились три основных подхода к определению понятия правовой системы в ее внутригосударственном понимании.
Сторонники первого из них предлагают рассматривать содержание данной юридической категории исключительно в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю.А. Тихомиров включает в состав правовой системы следующие элементы: 1) цели и принципы правового регулирования; 2) основные разновидности правовых актов и их объединения; 3) системообразующие связи <*>. При этом правовую систему в целом он предлагает определять как "структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов".
--------------------------------
<*> См.: Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1979. N 7. С. 33.
Другими словами, понятие правовой системы, по мнению Ю.А. Тихомирова, представляет собой "базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально-государственном масштабе" <*>. Схожей точки зрения придерживается С.Н. Егоров, в интерпретации которого правовая система государства представляет собой "совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью" <**>.
--------------------------------
<*> Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М., 1995. С. 211 - 212. В последующем Ю.А. Тихомиров изменил свое отношение к содержанию понятия "правовая система", указав, что она включает в себя "четыре группы элементов: а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции, а также правовой нигилизм; б) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив - структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение - способы реализации правовых актов и обеспечения законности" (Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. N 8. С. 6).
<**> Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001. С. 180.
Характерной чертой второго подхода к определению понятия национальной правовой системы является попытка охарактеризовать ее через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Одним из сторонников этой точки зрения является С.С. Алексеев, который к числу таких элементов относит юридическую практику и правовую идеологию (господствующее в обществе правосознание). Он рассматривает их в качестве проявлений права, через которые раскрываются его сущность и особенности как нормативного регулятора. Таким образом, по мнению С.С. Алексеева, правовая система - "это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой" <*>.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 47.
Достаточно близкую к точке зрения С.С. Алексеева позицию занимает Л.Б. Тиунова, которая считает, что "процесс правового регулирования как единая функция правовой системы обеспечивается взаимодействием трех компонентов: сознания (идеального), деятельности (реальной) и правил поведения (формализованных моделей, содержащихся в законодательстве или судебной практике). Каким бы разным не было их содержание и взаимодействие в различных странах, названные три элемента всегда присутствуют, а их взаимодействие, так или иначе, обеспечивает функционирование каждой правовой системы" <*>.
--------------------------------
<*> Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. N 10. С. 49.
Третий подход к содержанию правовой системы отличает стремление его сторонников относиться к этому понятию как к категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Подобная позиция, в частности, отчетливо прослеживается в работах Н.И. Матузова, который пишет: "Правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах" <*>. Такого же мнения придерживается и С.В. Поленина, утверждающая, что согласно сложившемуся в науке представлению "понятие "правовая система" включает всю совокупность правовых феноменов, в том числе правореализацию, правосознание, правовую культуру и другие" <**>. А.В. Малько также указывает, что понятие "правовая система" призвано выражать комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества и включает помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии такие элементы, как правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и другие <***>.
--------------------------------
<*> Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. 1983. N 1. С. 18 - 19.
<**> Поленина С.В. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. N 2. С. 4.
<***> См.: Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 120.
Сторонники данной точки зрения не считают необходимым наличие признака однородности у элементов правовой системы. Более того, они специально подчеркивают, что входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности и степени воздействия на общественные отношения. По их мнению, дать исчерпывающий перечень элементов правовой системы невозможно, поскольку сама правовая система - это "сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы" <*>.
--------------------------------
<*> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 179.
Внимательно изучив приведенные точки зрения, нетрудно убедиться, что, несмотря на отсутствие однородности во взглядах теоретиков права на состав и содержание компонентов правовой системы, никто из них не подвергает сомнению тезис о том, что правовая система формируется применительно к праву, выступающему для нее в качестве системообразующего фактора. Именно на основе права, как справедливо указывает А.М. Васильев, "складывается в обществе правовая система, охватываются правовые связи людей, организаций и государства, отношения, институты, порядок и процедуры, которые осуществляются по правовым установлениям" <*>.
--------------------------------
<*> Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. N 1. С. 66.
Таким образом, существо расхождений взглядов на предмет и объем понятия "правовая система" определяет различие представлений отдельных авторов о перечне производных от правовых норм элементов правовой системы. В рамках этого процесса в целом ряде случаев субъективно-произвольный подход к определению ее компонентов, стремление включить в состав правовой системы максимально возможное количество разнородных элементов превалирует над намерением очертить ее границы и содержание на основе достаточно четких и функционально обоснованных критериев. Получаемое в итоге предельно широкое и поэтому недостаточно определенное понятие правовой системы не только имеет, на наш взгляд, незначительную научную и практическую ценность, но и во многом стирает различия между понятием "правовая система", с одной стороны, и понятиями "правовая реальность" и "правовая действительность" - с другой.
Точно так же, по нашему мнению, мало проясняет ситуацию точка зрения, в соответствии с которой понятие правовой системы конструируется исключительно в целях определения строения права как нормативного образования, а также выявления и анализа возникающих в его рамках внутрисистемных связей и отношений. В этом случае, досконально изучив "внутренний мир" различных нормативно-правовых конструкций, мы оставляем за пределами своего внимания главное - условия и механизм реализации их предписаний на практике.
Как уже указывалось выше, предназначение категории "национальная правовая система" заключается в отображении целостного комплекса правовых явлений конкретного общества, обусловленного объективными закономерностями его развития, осознаваемого и воспроизводимого людьми и их организациями <*>. Однако было бы ошибкой включать в состав такого комплекса все правовые явления, характерные для данного общества. Как правильно указывает Т.В. Кухарук, "понятие "правовая система" складывается в результате анализа всех правовых явлений и процессов, в том числе неюридических социальных процессов, тесно связанных с юридическими. Но это не дает нам основания расширять его предмет, а значит, и объем данного понятия до неопределенных пределов... Правовая система общества, существуя в правовой реальности (правовой действительности, правовой жизни), не охватывает их в целом" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2004. С. 290.
<**> Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия правовой системы общества // Правоведение. 1998. N 2. С. 49 - 50.
Определяя правовую систему как комплекс социально-юридических компонентов, характеризующихся относительной самостоятельностью, стабильностью и качественной определенностью, Л.Б. Тиунова также высказывается против включения в ее состав различных по природе, а также по функциональной и целевой нагрузке явлений и признаков (например, принципов права, правоотношений, правовых режимов, системных связей, правопорядка и др.). "Элементами правовой системы как системного комплекса, - пишет она, - могут быть лишь такие подсистемы, которые во взаимодействии образуют структуру, непосредственно вытекающую из социальной функции данного комплекса, его особого качества. Иное дело, что эти компоненты сами структурированы, но уже в рамках соответствующих подсистем. Систему как

Комментарии к законам »
Читайте также