Условия и основания отказа в выдаче

А.К. СТРОГАНОВА
А.К. Строганова, кафедра уголовного процесса Московской юридической академии МВД Российской Федерации.
Выдача преступников, которую принято еще называть экстрадицией, - один из наиболее древних правовых институтов, целью которого является оказание государствами друг другу помощи по розыску, привлечению к уголовной ответственности, преданию суду и наказанию лиц, совершивших преступления <*>. В России институт выдачи наиболее активно начинает реализовываться в начале - середине XIX века. Так, в 1826 г. правительство Николая I обратилось в Королевство Великобритания о выдаче Николая Тургенева в связи с его политической деятельностью. Другое нашумевшее дело было связано с экстрадицией в 1872 г. Швейцарией России русского революционера - эмигранта Сергея Нечаева, совершившего убийство своего товарища по московскому революционному кружку. После выдачи Нечаев был приговорен к 20 годам каторги. В 1880 г. Россия затребовала у французских властей выдачи народовольца Льва Гартмана, участвовавшего в покушении на Александра II.
--------------------------------
<*> Подробно о возникновении и формировании института выдачи, а также подробный перечень библиографических источников по данному вопросу см.: Антипов С.Л. Участие ОВД России в розыске лиц, подлежащих экстрадиции. М., 1997; Беляев С.С. Экстрадиция в уголовном праве: Дис. к-та юрид. наук. М., 1999; Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (основные проблемы). Свердловск, 1974; Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. к-та юрид. наук. М., 1999; Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия МВД РФ. М., 2000; Колибаб К.Е. Выдача обвиняемых и осужденных по международным договорам России // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1996. N 2; Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно - практич. пособие. М., 1998; Павлова И.В. Выдача преступников в современном международном праве как средство борьбы с уголовными преступлениями международного характера (правовые проблемы). М., 1984.
В настоящее время вопросы выдачи преступников приобрели особую актуальность, о чем свидетельствует статистика. За последние 3 года количество запросов об экстрадиции увеличилось более чем в 1,5 раза. В 2000 году было рассмотрено свыше 4250 ходатайств о выдаче преступников, поступивших из других государств. Из них около двух тысяч запросов было удовлетворено (ежедневно выдается примерно 20 - 25 человек). Россией за этот же период выдано иностранных преступников в десятки раз больше.
Правовое регулирование экстрадиции осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров Российской Федерации, которые, как известно, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции являются частью правовой системы России. В частности, в соответствии со ст. 63 Конституции выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Ст. 13 Уголовного кодекса РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Впервые в развитии российского уголовно - процессуального законодательства в УПК РФ включены нормы, определяющие основания, условия и порядок выдачи, объединенные в самостоятельную главу 54.
В соответствии со ст. 15 Конституции и ст. 460 УПК порядок выдачи регулируется также международными договорами РФ. В отношении граждан государств - членов СНГ экстрадиция осуществляется в соответствии со ст. ст. 60 - 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 с дополнительным протоколом к ней от 28 марта 1997 г. <*>; в отношении граждан государств - членов Совета Европы - Европейской конвенцией о выдаче от 13.12.1957 с дополнительным протоколом и вторым дополнительным протоколом к ней <**>. Кроме того, выдача производится на основе двусторонних международных договоров РФ <***>. Несмотря на позитивную тенденцию в развитии правовых основ экстрадиции, законодательство в этой сфере и правоприменительной практике нуждается в оптимизации.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст. 1472.
Конвенция вступила в силу для России 10.12.1994, ратифицирована ФЗ от 04.08.1994 N 16-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 15. Ст. 1684. Протокол вступил в силу для России 09.01.2001 / Вестник ВАС РФ. N 8. 1997, ратифицирован ФЗ от 08.10.2000 N 124-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 41. Ст. 4036.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 23. Ст. 2348.
Конвенция и протоколы вступили в силу для России 09.03.2000, Россия подписала Конвенцию и дополнительные протоколы 07.11.1996 с оговорками и заявлениями, указанными в распоряжении Президента РФ от 03.09.1996 N 458-рп / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 37. Ст. 4286, а затем ратифицировала их с оговорками и заявлениями ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 43. Ст. 5129.
<***> Россия является участницей более 40 двусторонних международных договоров, предусматривающих экстрадицию.
Анализ норм международных конвенций и российского законодательства позволяет сделать вывод, что между некоторыми из них наблюдается противоречие, что значительно затрудняет процедуру выдачи.
Например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г. содержит положение о возможности отказа в выдаче в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, или с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого отношения (ст. ст. 3, 11). В Минской же конвенции 1993 г. таких положений нет.
В данном случае следует учитывать ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. <*>, которая определила, что ее нормы имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу между любыми государствами - участниками данной Конвенции. Государства - участники Конвенции могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положения настоящей Конвенции или облегчить применение содержащихся в ней принципов.
--------------------------------
<*> В число ратифицировавших Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. входят три государства - члена СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова).
Вместе с тем Европейская конвенция о выдаче 1957 г. допускает использование сторонами не положений конвенции, а своего "единообразного законодательства" или "специальной системы". Данную норму использовали скандинавские страны (Финляндия, Дания, Исландия, Швеция и Норвегия), а также Ирландия и Соединенное Королевство, применяющие при решении вопросов экстрадиции свое национальное законодательство.
В число ратифицировавших Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г. входят три государства - члена СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 г. (Россия, Украина, Молдова).
При рассмотрении вопроса об использовании Россией, Украиной и Молдовой своей специальной системы на основе Минской конвенции 1993 года необходимо учитывать указанное выше положение о том, что не все положения этого многостороннего договора соответствуют содержащимся в Конвенции стандартам, соблюдать которые Российская Федерация обязалась при их ратификации. В связи с этим видится необходимым принятие отдельного Федерального закона Российской Федерации ("О выдаче"), в котором следует урегулировать применение подобных норм.
Будучи участником многих конвенций и договоров, все положения которых невозможно закрепить в национальном законодательстве Российской Федерации, при решении конкретных вопросов приходится учитывать положения многих международных конвенций и двусторонних договоров.
Глава 54 нового УПК РФ представляет собой некий синтез положений Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Минской конвенции 1993 г. и по своей сути соответствует основным международным принципам осуществления выдачи (экстрадиции) преступников.
В частности, ст. 464 УПК РФ, посвященная отказу в выдаче, состоит из двух частей: 1) когда выдача не допускается; 2) когда в выдаче может быть отказано. В первом случае нормы императивно запрещают возможность выдачи, во втором - право принятия окончательного решения возлагается на компетентный орган Российской Федерации (Генеральную прокуратуру РФ).
Положение данной статьи об отказе в выдаче собственных граждан независимо от характера совершенного лицом правонарушения и установленного за него наказания вытекает и полностью соответствует ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, а также п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.1999 N 190-ФЗ о ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 г.
Гражданство определяется на момент принятия решения в отношении выдачи. Однако тут кроется весьма серьезная проблема. В связи с несовершенством института регистрации в Российской Федерации наше гражданство получить сейчас легче, чем любое другое (не надо никаких "Грин кард" или видов на жительство). На практике встречаются примеры, когда человек после совершения преступления в другой стране получал российское гражданство (например, в результате заключения брака) и уже в качестве гражданина России обретал защиту своих конституционных (российских) прав. Так, гражданин Таджикистана путем мошеннических действий похитил там 14 миллионов долларов, после чего получил российское гражданство в посольстве в Таджикистане. В связи с этим целесообразно разработать и принять новый закон о гражданстве, в котором следует урегулировать в том числе и указанные вопросы.
Выдача также не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. В связи с тем что российское законодательство не содержит понятия "политические преступления", при определении данных преступлений следует руководствоваться положениями порядка 17 международных конвенций <*>.
--------------------------------
<*> Данные конвенции указаны в Дополнительном протоколе к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ратифицированном ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ (Собрание законодательства. 2000. N 23. Ст. 2348).
При решении вопросов о выдаче следует учитывать также п. "г" ч. 1 ст. 57 Минской конвенции 1993 г., который императивно запрещает осуществлять выдачу, если преступление в соответствии с законодательством запрашивающей или запрашиваемой стороны преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего), в то время как п. 4 ч. 2 ст. 464 УПК РФ предоставляет в данном случае Генеральной прокуратуре Российской Федерации право выбора при решении вопроса об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поступившего запроса о выдаче.
Данные Конвенции указаны в Дополнительном протоколе к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ратифицированном ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2000. N 23. Ст. 2348).
В соответствии с оговорками к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., утвержденными п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 25.10.1999 N 190-ФЗ, Российская Федерация оставила за собой право отказывать в выдаче дополнительно по следующим основаниям:
- если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах <*> и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <**>;
--------------------------------
<*> Вестник ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
Пакт вступил в силу для СССР 23.03.1976, ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII / Вестник ВС СССР. 1973. N 40. Ст. 564.
<**> Дипломатической вестник. 1998. N 9. С. 13 - 15.
Протокол N 7 вступил в силу для России 01.08.1998, ратифицирован с оговоркой и заявлениями ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 14. Ст. 1514.
- если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные нормами международных договоров, указанными в предыдущем абзаце;
- исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
- если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам России.
При вынесении решения об отказе в выдаче лица следует исходить из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. Российская Федерация может отказать в выдаче лица в связи с совершением им преступления, которое в соответствии с ее законом считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, рассматриваемом в качестве территории России. Территорией Российской Федерации считается территория в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК), а местом, рассматриваемым в качестве территории Российской Федерации, признается: континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации; судно, приписанное к порту Российской Федерации, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); военный корабль или военное воздушное судно Российской Федерации независимо от места их нахождения (ч. 3 ст. 11 УК). В остальных случаях, когда преступление было совершено за пределами территории Российской Федерации,

НЕВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ (СТ. 193 УК РФ): УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ(Ю.П. Гармаев)  »
Комментарии к законам »
Читайте также