Что мешает быстрому становлению института мировых судей?

ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ?
Г. БАХИРЕВА
Г. Бахирева, заместитель начальника отдела Управления Судебного департамента в Саратовской области.
Начало массового становления института мировых судей в России пришлось на 2000 год. Некоторые из регионов даже сделали заявку на право считаться первооткрывателями в этом деле, причем практически одновременно. Впрочем, пальму первенства никто ни у кого не оспаривал. Возможно, только из-за того, что часто одни регионы плохо представляют, что делается в других. Суть в том, что высветилось одно интересное явление: практически везде возникли одни и те же сложности. Из этого можно сделать вывод - если в основу процесса положен Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и все регионы руководствуются в первую очередь им, то Закон этот отвечает далеко не всем условиям российской действительности.
Что касается Саратовской области, которая считается регионом с сильной правовой базой, то здесь тоже при внедрении института мировых судей возникли определенные сложности. Учитывая, что наша область в лице областного суда фактически стояла у истоков судебной реформы, ибо именно здесь в 1993 году было решено создать первый в постсоветской России суд присяжных, то процедура внедрения мирового судопроизводства как раз и показательна именно на примере Саратовской области.
Первое совещание работников юстиции, посвященное реализации Федерального закона о мировых судьях, прошло в Саратове в середине 1999 года и имело статус регионального. В нем приняли участие Председатель Верховного Суда РФ, председатели республиканских, краевых и областных судов, начальники управлений Судебного департамента. Именно тогда Председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев предложил участникам совещания при разработке законов о мировой юстиции использовать законопроекты нашей области. Надо отметить, что к тому времени уже существовал Закон Саратовской области "О порядке назначения и деятельности мировых судей", принятый в феврале 1999 г., в котором были реализованы возможности, предоставленные нам федеральным центром. Например, урегулированы вопросы отбора кандидатов и наделения их полномочиями. Федеральным законом, как известно, предусматриваются два варианта: назначение на должность мирового судьи или избрание его населением. Саратовская областная Дума решила этот вопрос в пользу назначения. Мировые судьи назначаются ею в соответствии с рекомендацией квалификационной коллегии судей области и по согласованию с председателем областного суда и губернатором области. Предусматривается размещение в залах судебных заседаний наряду с флагом и гербом Российской Федерации также флага и герба Саратовской области, на одежде мирового судьи полагается носить особый отличительный знак.
Далее последовал такой шаг - областная Дума внесла на рассмотрение Госдумы проект Федерального закона "О количестве мировых судей и судебных участков на территории Саратовской области". Проект устанавливал в области 121 судебный участок и соответственно 121 должность мировых судей, из них в Саратове - 39, из расчета 1 судья на 22,5 тыс. населения. Что касается Управления Судебного департамента в Саратовской области, прерогативой которого и является воссоздание мировой юстиции в регионе, то оно выступило с проектом соглашения между Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и правительством Саратовской области, где оговаривалось закрепление за Управлением Судебного департамента функций организационно - правового и материально - технического обеспечения деятельности мировых судей. Речь шла о том, чтобы средства на содержание судей и их аппарата, выделенные из федерального и областного бюджетов, проходили через это Управление. Как уже показала практика, подобный договор может сыграть весьма положительную роль в материально - техническом оснащении мировых судей. Дело в том, что во многих регионах (и Саратовская область не оказалась исключением) при создании необходимой материально - технической базы возникли проблемы. Для этого, как известно, требуются деньги, ситуация с которыми известна - их или мало, или вообще нет. Поэтому логично, чтобы Управление Судебного департамента непосредственно контролировало финансирование данного процесса. В частности, в 2000 году на материально - техническое обеспечение мировых судей из областного бюджета уже было выделено 1,35 млн. рублей, что позволило изготовить бланки процессуальных документов, журналы, наряды, статкарточки, печати, штампы. Для залов судебного заседания заказаны специальная мебель, мантии и отличительные знаки мировых судей. В Управлении Федерального казначейства по Саратовской области открыты счета для выплаты зарплаты мировым судьям, а для аппарата этих судей счета открыты в министерстве финансов Саратовской области. Всего же на организационные проблемы на 2000 год было запланировано 10 млн. рублей из областного бюджета. Нельзя сказать, что эта сумма была достаточной.
Как видим, для нашей области, которая отнюдь не является неблагополучной ни в экономическом, ни в правовом плане, проблемой номер один является недостаточно быстрое финансирование деятельности мировых судей. Проблема номер два - отсутствие необходимых методических рекомендаций Судебного департамента при Верховном Суде РФ по вопросам делопроизводства и статистики. Правда, Саратовский областной суд реализовал недавно свое намерение оказывать всемерную поддержку начинающим мировым судьям и выпустил "Настольную книгу судьи". Она, безусловно, должна сыграть положительную роль в становлении мирового судопроизводства. И, наконец, еще одна проблема - это помещения, которых иногда или пока нет, либо они находятся в неудовлетворительном состоянии, и для ремонта опять нужны деньги. Похоже, здесь финансовый круг в очередной раз замыкается.
Состав мировых судей в нашей области не слишком отличается от составов других регионов. Некоторые районы области уже полностью укомплектованы, в некоторых этот процесс еще продолжается.
Комплектованием вакантных должностей мировых судей, подготовкой и зачислением в резерв кандидатов занимается Управление Судебного департамента. Большое внимание уделено качественному составу мировых судей, и есть основания считать, что подбор был осуществлен вполне успешно. Наибольший процент мировых судей - выходцы из адвокатуры (30,9%), что, учитывая специфику мирового судопроизводства, представляется логичным; работники аппаратов судов и юрисконсульты представлены 21%. Кроме того, мировыми судьями стали бывшие сотрудники органов МВД и работники прокуратуры. В первом квартале 2001 года была в основном завершена работа по назначению мировых судей.
Что здесь можно отметить? Относительно территориального распределения мировых судей наблюдается некоторый дисбаланс, т.е. несовпадение участков по плотности населения - на одном участке мало жителей, а на другом - наоборот. Отсюда и разница в количестве принятых к судопроизводству дел. Но говорить в целом о том, что объемы нагрузки федеральных судей значительно снижены, уже можно. Особенно это касается гражданских исков, большая часть которых мировым судьям и адресуется. Из рассмотренных 859 уголовных дел обжаловано в апелляционном порядке 9 (1%), удовлетворено 4 жалобы. Таким образом, опасения большого апелляционного производства пока не оправдываются.
Кроме того, Управление Судебного департамента считает, что правовая подготовка кандидатов в мировые судьи на сегодняшний день даже лучше, чем у тех, кто готовится стать федеральным судьей, поскольку первые прошли учебу в организационно - методическом центре по 100-часовой программе "Правовая поддержка становления института мировых судей". Не все кандидаты сдали квалификационные экзамены, поскольку отбор был весьма тщателен.
Назначенные на должность мировые судьи прошли стажировку в областном суде и в районных (городских) судах области. Кроме того, в Управлении имеется достаточный резерв на замещение должностей в аппарате мировых судей.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.1998 N 188-ФЗ
"О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 11.11.1998)
Российская юстиция, N 8, 2001

Комментарии к законам »
Читайте также