Статья 5. Внешнеторговая политика Российской Федерации. Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.
Комментарий к статье 5
В статье 5 комментируемого Закона закреплены основы внешнеторговой политики Российской Федерации.
Внешнеторговая политика может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Внешнеторговая политика конкретного государства определяет субъективные возможности данного государства в международном разделении труда (конкретно - в международном товарообмене), отражает условия взаимодействия внутреннего рынка и международного рынка.
При формировании внешнеторговой политики учитываются два основных подхода к проблеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
- протекционизм - курс на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке;
- свобода торговли (фритредерство) - курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений.
На практике внешнеторговый политический курс обычно сочетает в себе элементы протекционизма и фритредерства. При этом меры внешнеторговой политики, имеющие протекционистскую направленность, как правило, носят внутренний характер и оформляются актами национального (внутреннего) права, а меры по либерализации внешней торговли чаще всего являются результатами двусторонних или многосторонних международных переговоров.
Для достижения целей внешнеторговой политики государство использует богатый инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются для внешнеторгового регулирования.
Внешнеторговая политика государства проявляется во внешнеторговом режиме данной страны, под которым понимается совокупность мер (действий всех ветвей государственной власти), применяемых в данный момент времени для регулирования доступа товаров иностранного происхождения на национальный внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров на внешние рынки.
Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом. В статье 4 комментируемого Закона закреплено, что одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является принцип единства внешнеторговой политики как составной части внешнеторговой политики Российской Федерации (см. комментарий к ст. 4 Закона). Связана она и с отдельными направлениями экономической (внешнеэкономической) политики государства (например, валютной, таможенной политики).
Участниками внешнеторговой политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:
- государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии с объемом закрепленных за ними законодательством полномочий во внешнеторговой сфере;
- различные негосударственные институты, представленные союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами, другими организациями деловых кругов, а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительство в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);
- субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные политические структуры;
- сами участники внешнеторговой деятельности.
Цели, меры, инструменты и сроки внешнеторговой политики формулируются, как правило, в правительственных актах. Так, в Плане действий Правительства РФ в области политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р) устанавливается, что внешнеэкономическая политика России в 2000 - 2001 годах будет направлена на обеспечение:
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
В качестве одной из приоритетных целей названо завершение переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) в сроки, позволяющие принять участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и на условиях, устраняющих дискриминацию Российской Федерации на внешних рынках. Для достижения этой цели Правительство РФ будет добиваться приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями ВТО, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов.
В части первой комментируемой статьи закрепляется правовая база, на основе которой Российская Федерация строит свои отношения с иностранными государствами во внешнеторговой сфере. Ее составляют международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права (см. комментарий статьи 3).
В части второй статьи 5 речь идет о двух инструментах внешнеторговой политики, использование которых обеспечивает интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, - таможенном союзе и зоне свободной торговли.
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. В статье XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза.
Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран - участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к третьим странам (государствам - нечленам союза). В таможенном союзе появляется общий таможенный тариф, свидетельствующий об унификации таможенно-тарифного законодательства стран - участниц союза. Создание таможенного союза означает, что на место национальной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран - членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную таможенную территорию.
Нормами учредительных международных договоров регулируются вопросы создания и функционирования таможенного союза, указываются состав единой таможенной территории, порядок и условия ее расширения.
Единая таможенная территория - отправная точка на пути к экономическому, а затем и политическому союзу.
Таможенные союзы с участием Российской Федерации отличаются от таможенных союзов в общепринятом понимании (по смыслу статьи XXIV ГАТТ).
В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и правительств стран - участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках СНГ (ст. 4): "Договаривающиеся Стороны согласились, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз" <*>.
--------------------------------
<*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 1.
В настоящее время формируется многосторонний Таможенный союз с участием Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана ("Союз пяти").
Государства - участники Таможенного союза исходят из того, что основополагающим принципом такого экономического объединения является наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года <*> (ст. 1) устанавливается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
--------------------------------
<*> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10.
- отмены во взаимной торговле товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.
В решении Экономического Суда СНГ N 01-1/2-97 "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года" (принято в г. Минске 15 сентября 1997 года) <*> указывается, что Соглашением о Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством государств-участников режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств - участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.
--------------------------------
<*> Российская газета (Экономический союз). 1997. 5 ноября.
Высший Совет Союза Беларуси и России в своем решении N 2 от 28 апреля 1999 года "О завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России" установил, что таможенная территория Республики Беларусь и таможенная территория Российской Федерации образуют таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не применяются таможенный контроль и таможенное оформление, взимание пошлин, другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров гражданского назначения, происходящих из этих территорий, а также приняты идентичные меры по регулированию каждым государством - участником Союза взаимной торговли и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.
Что касается "Таможенного союза пяти", то в подписанном 26 февраля 1999 года в Москве руководителями России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве было подтверждено обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство (ст. 2). При этом под Таможенным союзом в Договоре понимается (ст. 21) торгово-экономическое объединение, имеющее:
а) единую таможенную территорию;
б) общий таможенный тариф;
в) режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных в самом Договоре;
г) упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;
д) однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
е) органы управления;
ж) единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.
Однако в Договоре не определен конкретный план создания единой таможенной территории "Союза пяти". Стороны Договора ограничились на этот счет заявлениями общего характера (ст. 24): "Стороны обеспечат объединение таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий. В этих целях Стороны договорились заключить договор о завершении создания Таможенного союза, регулирующий механизм функционирования единой таможенной территории".
Очевидно, что формирование "Таможенного союза пяти" значительно отстает от развития аналогичных отношений на двустороннем российско-белорусском уровне. Однако и более динамично развивающееся российско-белорусское сотрудничество в таможенной сфере не достигло еще уровня, который позволяет утверждать о создании Таможенного союза в общепринятом понимании. Наличие "таможенного пространства Союза Беларуси и России" не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств - участников Союза, а потому и действие комментируемого Закона распространяется в настоящее время только на таможенную территорию Российской Федерации.
Глава II. КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К тексту закона »
Читайте также