О возможности обжалования документов, регламентирующих установку операторами связи средств, обеспечивающих систему оперативно-розыскных мероприятий (российский судья, n 3, 2003)

УСТАНОВКУ ОПЕРАТОРАМИ СВЯЗИ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
СИСТЕМУ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (СОРМ)
А. ФИЛАТОВ
Прежде всего необходимо отметить, что вопросы финансирования проведения оперативно-розыскных мероприятий органами Федеральной службы безопасности регулируются непосредственно федеральными законами, а именно: Законом Российской Федерации "О безопасности"; Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (ФЗ "Об ОРД") и Федеральным законом "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (ФЗ "О ФСБ"). В соответствии со ст. 6 ч. 4 ФЗ "Об ОРД" "оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности...".
В соответствии со ст. 19 того же нормативного акта финансирование деятельности органов ФСБ осуществляется из федерального бюджета. По сути те же положения содержатся в ст. 20 Закона РФ "О безопасности" и ст. 22 ФЗ "О ФСБ". Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам Федеральной службы безопасности.
Во исполнение ФЗ "Об ОРД" 1 сентября 1995 г. был принят, а в мае 1999 года опубликован Указ Президента РФ "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" N 891, которым, в частности, устанавливалось (п. 2), "что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи (далее - объекты связи), в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности.
При отсутствии у органов Федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность".
Таким образом, законами Российской Федерации, актом Президента Российской Федерации прямо устанавливается, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасности, включая расходы на приобретение, установку и функционирование технических средств, обеспечивающих СОРМ, должно покрываться за счет бюджетных средств или внебюджетных целевых фондов.
Однако в феврале 1997 г. вразрез с указанными выше нормативными актами Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности было заключено Соглашение по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России (приложение к Приказу Минсвязи РФ от 18 февраля 1997 г. N 25), утвержденное директором ФСБ РФ 20 февраля 1997 г. В соответствии со ст. 5 указанного Соглашения практически все затраты на поставку и установку аппаратно-программных средств СОРМ для всех сетей электросвязи Российской Федерации возлагались на предприятия - операторы связи.
Указанный Приказ регистрации в Минюсте не прошел и одновременно с другими приказами, в том числе устанавливающими зависимость получения лицензии (Приказы Минсвязи России NN 9, 47, 112, 252-У и 226 отменены как не прошедшие государственную регистрацию), по имеющейся у нас информации, был отменен Приказом Минсвязи N 160.
Таким образом, единственным действующим документом Минсвязи, регулирующим финансирование технических средств, обеспечивающих СОРМ, является Приказ Министерства связи и информатизации РФ от 25 июля 2000 г. N 130.
В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного Приказа на предприятия - операторы связи возлагаются обязанности по приобретению и установке технических средств СОРМ на коммутационном оборудовании, а пункт 2.8 устанавливает, что реализация технических требований СОРМ на коммутационном оборудовании и оснащение станционного оборудования СОРМ необходимой каналообразующей аппаратурой осуществляются оператором связи.
При этом в соответствии с п. 2.7 этого же Приказа "оперативно-розыскные мероприятия, связанные с прослушиванием телефонных разговоров и снятием информации с каналов связи, проводятся оперативно-техническими силами и средствами ФСБ России или МВД России в порядке, определяемом статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Указом Президента Российской Федерации от 01.09.95 N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств".
Поскольку один и тот же документ содержит в определенной степени противоречащие друг другу нормы, то обжалование его отдельных положений может иметь ряд особенностей. Несмотря на это, мы считаем такое обжалование целесообразным, поскольку действие указанного документа в нынешнем виде создает возможность органам безопасности и Минсвязи действовать по наиболее выгодной для себя схеме.
Предлагается обжалование п. 2.1 и п. 2.8 Приказа Минсвязи N 130 в Верховном Суде Российской Федерации, который в соответствии со ст. 27 Гражданского процессуального кодекса рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.
Иск может подаваться операторами связи совместно с акционерами (участниками) предприятий - операторов связи.
Исковые требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы у суда не было возможности ответить неопределенно на вопрос: обязывает ли обжалуемый документ предприятия - операторы связи финансировать приобретение и установку оборудования?
Вне зависимости от того, будет ли принято решение в нашу пользу или нет, успешным можно считать результат, когда мотивировочная часть решения содержит указание на то, что оспариваемый Приказ не обязывает операторов связи совершать соответствующие затраты.
В случае отрицательного результата, т.е. если судом выносится решение, что указанный Приказ на законных основаниях обязывает операторов связи финансировать приобретение и установку оборудования, остается возможность кассационного обжалования и подачи аналогичных исков другими истцами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 05.03.1992 N 2446-1
"О БЕЗОПАСНОСТИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.1995 N 40-ФЗ
"ОБ ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.02.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.08.1995 N 144-ФЗ
"ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
УКАЗ Президента РФ от 01.09.1995 N 891
"ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 24.06.1992 N 226
"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ СВЯЗИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МИНИСТЕРСТВА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 13.09.1995 N 112
"ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 31.01.1996 N 9
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ"
(вместе с "ТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ
ПОДВИЖНОЙ РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ (СОРМ СПРС)")
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 18.02.1997 N 25
"О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ И ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ
ПРИ ВНЕДРЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ РОССИИ"
(вместе с "СОГЛАШЕНИЕМ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ РОССИИ",
утв. Минсвязи РФ 22.01.1997, 31.12.1996, ФСБ РФ 20.01.1997,
08.01.1997)
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 25.07.2000 N 130
"О ПОРЯДКЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СЕТЯХ ТЕЛЕФОННОЙ, ПОДВИЖНОЙ
И БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ И ПЕРСОНАЛЬНОГО РАДИОВЫЗОВА ОБЩЕГО
ПОЛЬЗОВАНИЯ"
ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 25.09.2000 N 160
"О ПРИВЕДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ С
ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ"

Комментарии к законам »
Читайте также