ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ И ИНЫХ ДОГОВОРОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК

В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПК
В.Е. ЛУКЬЯНЕНКО
В.Е. Лукьяненко, председатель Союза правозащитников конституционных прав крестьян г. Ульяновска, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного педагогического университета, кандидат юридических наук, профессор.
В современных условиях договорные отношения в различных сферах предпринимательства формируются с учетом норм Гражданского, Земельного и Бюджетного кодексов РФ, других законов и подзаконных актов, входящих в состав разных отраслей законодательства. Одновременно сами стороны определяют условия договоров, отражающие особенности их предпринимательской деятельности.
Договорная форма регулирования отношений достаточно широко применяется как в сфере управления и использования специальных кредитных и лизинговых фондов, так и в традиционной сфере регулирования имущественных отношений, например при реализации сельскохозяйственных продуктов, которые занимают значительное место в общем объеме продаваемых предпринимателями товаров.
Условия всех договорных правоотношений, права и обязанности сторон должны отражать особенности производства продукции, например в сельском хозяйстве - сезонность созревания культур, использование природных объектов, оказание государством финансовой помощи фермерам, садоводам и огородникам при предоставлении кредитов и материально - техническом обеспечении. Такие особенности в одних сферах регулирования могут быть учтены посредством разработки специальных нормативных актов, включающих в себя только нормы о гражданско - правовых договорах; в других - скажем, в сфере оборота земельных участков назначения - стороны обязаны руководствоваться нормами ГК, ЗК и других отраслевых законов.
Особенности договоров предприятий и уполномоченных государством коммерческих организаций и министерств могут проявляться непосредственно в договорных правоотношениях в виде:
присутствия в них нормативных предписаний разных отраслей законодательства (гражданского, земельного, финансового и др.), либо элементов различных видов гражданско - правовых договоров (смешанные договоры), приспособленных к общим условиям предпринимательства в России и конкретным производственно - хозяйственным факторам и экономическим интересам сторон данного правоотношения, либо элементов договоров, вообще не поименованных ни в ГК, ни в других законах;
наличия специфического объекта правоотношения, например сельскохозяйственных продуктов либо денежных средств, направляемых государством для финансирования организаций.
В договорных правоотношениях могут участвовать корпорации, объединения, например ОАО "Росагролизинг", АООТ "Росагроснаб", банки - агенты, Минфин, администрации субъектов Федерации, получающие бюджетные ссуды в интересах предпринимателей.
Предприниматели заключают не только однородные гражданско - правовые, но и комплексные договоры. Иногда в литературе между комплексными и смешанными договорами ставится знак равенства, а также высказывается мнение о том, что в смешанных договорах все предписания интегрируются в один комплексный объект, поэтому в таких договорах невозможно применение норм, не относящихся к данному интегрированному договору.
Если под смешанными договорами понимать договоры, содержащие элементы разных гражданско - правовых договоров, то последнее мнение противоречит закону. Как предусмотрено в п. 3 ст. 421 ГК РФ, к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о гражданско - правовых договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421). Формула "если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора" свидетельствует о том, что и в данной норме законодатель отдает приоритет принципу свободы договора и существу договора, а не нормам о соответствующих видах договоров.
В смешанных договорных правоотношениях обнаруживаются нормативно предопределенные права и обязанности, характерные для двух и более видов гражданско - правовых договоров. Установленный в ст. 421 ГК принцип свободы договора позволяет освободить законодателя от закрепления в специальных нормативно - правовых актах предлагаемых учеными - юристами новых "нетипичных" или "интегрированных" конструкций договоров, регулирующих имущественные отношения на началах формального равенства сторон. Однако это не дает права ученым ослабить усилия в сфере разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию практики формирования договорных обязательств, адекватно отражающих имущественные и другие интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Термин "комплексные" традиционно используется для определения нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права. Термин "комплексные договоры" также следует понимать в том смысле, что они основаны на нормативных предписаниях разных отраслей права.
Часть отношений может регулироваться гражданским законодательством, а часть - специальным, например одновременно гражданским и земельным. Так, в ГК РФ указаны общие основания расторжения договора аренды по инициативе арендодателя (ст. 619). В ЗК РФ 2001 г. определены специальные дополнительные основания прекращения аренды земельных участков по инициативе арендодателя. Аренда участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в шести случаях (п. 2 ст. 46). Действие ст. 619 ГК нельзя оторвать от действия п. 2 ст. 46 ЗК. Предписания обоих Кодексов в этой части распространяются на любое правоотношение, возникшее на основе заключенного конкретного договора по аренде любого земельного участка. Согласно п. 2 ст. 281 ГК при определении выкупной цены в специальном соглашении (выкупном договоре), заключаемом между собственником земельного участка и соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, в нее включается рыночная стоимость участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, другой земельный участок (п. 3 ст. 281 ГК).
В названных нормах ГК не дана характеристика земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества. Этот вопрос уточняется в ЗК. В п. 1 ст. 63 ЗК конкретизированы условия изъятия земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие осуществляется после:
предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в частности выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
возмещения в соответствии со ст. 62 ЗК в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Предписания обоих Кодексов в части, влияющей на содержание выкупного договора, распространяются на любое правоотношение, возникшее на основе заключенного конкретного выкупного договора. Следовательно, при определении юридической природы любого договора необходимо четко отличать объективное право от субъективного, которое формируется в конкретном договорном правоотношении под воздействием норм, относящихся нередко к различным отраслевым нормативно - правовым актам.
Нередки высказывания, что предприниматели несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств на началах вины или на началах риска. Необходимо последовательно различать предпринимательскую деятельность (которая в целом, безусловно, ведется на началах риска с целью извлечения прибыли) и те правовые средства, с помощью которых достигаются цели этой деятельности. В реальной экономической жизни законодательное понятие предпринимательской деятельности - это достаточно абстрактная категория, если она рассматривается не в связи с теми конкретными договорами, которые заключили стороны.
В п. 3 ст. 401 ГК закреплена основополагающая для понимания проблемы норма: "Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность на началах риска". Следовательно, в конкретных договорах, заключаемых организациями, стороны вправе предусмотреть иное, т.е. обстоятельства, при доказанности которых они могут быть освобождены от ответственности. В этом случае их ответственность будет строиться на началах вины, а не риска.
Предпринимательская деятельность реализуется посредством заключения многих договоров, совершения множества внутрихозяйственных и внешних фактических действий и операций. В результате вся совокупность совершаемых предпринимателями договоров, действий и операций, т.е. собственно предпринимательская деятельность осуществляется, как предусмотрено в ГК, на свой риск с целью систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2).
Во многих законах и иных правовых актах (в Законе "О лизинге", Лесном кодексе и др.) не проводится четкого разграничения между существенными, обычными и предписываемыми условиями договора.
Императивные и диспозитивные нормы закона или иного нормативно - правового акта о соответствующем типичном договоре предопределяют как императивно и диспозитивно определяемые (формируемые) условия договора, так и обязанности сторон (нормативно - правовая модель типичного договора). Сходство предписываемых условий с существенными состоит в том, что закон во многих случаях прямо обязывает стороны согласовать и предписываемые, и существенные условия.
Понятие "предписываемые условия" пересекается с понятием "существенные условия", однако полностью они не совпадают, поскольку, кроме нормативно определенных, к существенным условиям относятся также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Сходство предписываемых и существенных условий в том, что:
они очерчиваются (предписываются) императивными нормами закона или иного акта;
для их согласования стороны должны проявить активные действия.
Отличие же в том, что не все предписываемые условия являются существенными.
Гражданский кодекс (п. 1 ст. 281) предопределил формирование нового правового института выкупного договора. Его существенные условия - выкупная цена и сроки выкупа изымаемого земельного участка.
При определении выкупной цены земельного участка, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, в нее включается рыночная стоимость участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе и упущенную выгоду (п. 2 ст. 281 ГК). Эта норма прямо предписывает включить в выкупную цену рыночную стоимость участка и убытки. С формальной точки зрения следует учитывать, что выплата убытков, с одной стороны - обязанность организации, которой выделяется выкупаемый земельный участок, с другой - что требование этой выплаты является правом, а не обязанностью собственника участка. Конечно, собственник выкупаемого участка, как правило, заинтересован в полном возмещении убытков. Вместе с тем он может договориться с лицом, которому участок передается, о замене денежного возмещения убытков предоставлением ему других материальных и нематериальных благ.
В "выкупном договоре" может быть предусмотрено условие о замене земельного участка, изымаемого для государственных и муниципальных нужд, другим равноценным участком с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 3 ст. 281 ГК, п. 4 ст. 63 ЗК). Инициативу в этом может проявить как собственник участка, так и Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, которые должны предусмотреть в выкупном договоре и свое обязательство уплатить собственнику выкупную цену (п. 1 ст. 281 ГК). Представляется, что в отдельных случаях вместо взыскания убытков собственник может договориться с новым владельцем о предоставлении ему встречных услуг как материального, так и нематериального характера, что не противоречит п. 4 ст. 421 ГК.
В новом ЗК прямо предусмотрено, что в случаях продажи земельного участка или передачи его в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость участков или учитываются при установлении арендной платы (п. 3 ст. 58). Сама стоимость земельного участка или арендная плата, безусловно, является существенным условием договора. Как предусмотрено специальным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 (с изменениями и дополнениями), расчеты потерь во всех случаях согласовываются с заинтересованными сторонами и оформляются актом, который регистрируется местной администрацией (п. 8). Размер потерь может быть установлен в землеустроительном проекте (деле) на стадии предварительного согласования места размещения объекта, а затем уточнен на стадии изъятия или предоставления земельного участка. В случае возникновения споров размер потерь и убытков определяется судом. Следовательно, включение в договор условия о подсчете обоснованных убытков и потерь в случае включения их в стоимость земельных участков или установления арендной платы зависит от настойчивости заинтересованной стороны договора.
В договорном относительном правоотношении, с одной стороны, владелец участка имеет право на возмещение убытков и потерь, с другой - этому праву корреспондирует комплекс обязанностей лица, которому передается участок, а также землеустроительных организаций и других органов, составляющих и утверждающих землеустроительный проект в связи с изъятием участка для государственных и общественных нужд. Причем если согласно абз. 3 ст. 14 ГПК РСФСР суд общей юрисдикции в соответствующих случаях обязан содействовать сторонам в осуществлении их прав, то ст. 7 АПК РФ фактически освобождает арбитражный суд от этой обязанности, даже если речь идет о защите слабой стороны, каковой является владелец участка перед землеустроительными организациями, земельными комитетами и организациями, доказавшими свой авторитет и "силу" самим фактом принятия решения об изъятии участка. Поэтому в случае возникновения спора в суде недопустимо перекладывание на владельца обязанностей по представлению необходимых документов, как это делают некоторые суды, распространяя и на слабую сторону принципы состязательности и равноправия сторон. Это положение целесообразно сформулировать в совместном разъяснении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
В литературе можно найти утверждение, что условие о цене для договора купли - продажи (возмездного по своей природе) не является существенным. В качестве аргумента обычно ссылаются на п. 3 ст. 424 ГК. Однако эта норма рассчитана на случаи, когда стороны по каким-то причинам не определили цену на товар (работы, услуги) в договоре, но договор все-таки был исполнен, т.е. товар передан, работы выполнены, услуги оказаны.
Понятие существенных условий дано для решения вопроса о том, заключен договор или не заключен, т.е. это должно быть ясно до стадии исполнения договора. Неуплата цены должником после исполнения возмездного договора привела бы к неосновательному его обогащению за счет кредитора. И правило п. 3 ст. 424 ГК исключительное, а не общее. Такой вывод подтверждается и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 г. N 6/8 <*>. В Постановлении разъяснено, что если стороны не доказали существование четких сравнимых обстоятельств, позволяющих определить цену за аналогичные товары, работы, услуги, и в конечном счете не достигли соглашения о цене, то возмездный договор считается незаключенным (п. 54).
--------------------------------
<*> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 9.
Конкретные пункты сдачи - приемки продукции, сельскохозяйственной техники, сроки выполнения работ, способы исполнения обязательств, возникших на основе специализированных договоров, могут быть согласованы сторонами как при заключении договоров, так и в процессе их исполнения. Во всяком случае, сам факт достижения определенности по предмету и цене свидетельствует о возникновении обязательства, для развития, уточнения и надлежащего исполнения которого стороны обязаны согласовать условия о сроках и способах его исполнения.
В Гражданском кодексе пользование землей рассматривается как один из элементов содержания права собственности или иного вещного права. Между тем разрешенное использование земельного участка - это использование его с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременений.
Федеральными законами и законами (правовыми актами) субъектов Федерации, а также актами местного самоуправления могут предусматриваться и иные требования относительно порядка использования земельных участков. Их соблюдение также входит в понятие "разрешенное использование". Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков, в частности, обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого - токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения и выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Следовательно, разрешенное использование земли (в договорном относительном правоотношении) по своему содержанию имеет сложную юридическую структуру, включающую в себя, с одной стороны, правомочие владельца по использованию участка, с другой - комплекс обязанностей (предусмотренных земельным, аграрным, экологическим и другим законодательством), в том числе обязанность использовать земельный участок рационально, по целевому назначению, в соответствии с разрешенным ограниченным режимом.
В результате заключения договоров купли - продажи и аренды земли к новому владельцу участка переходят не только права прежнего владельца (продавца или арендодателя), но и совокупность обязанностей, неразрывно связанных с обладанием таким участком и его хозяйственным использованием, в том числе и обязанности, вытекающие из разрешенного, целевого, ограниченного его использования. Этим договоры в сфере оборота земельных участков (да и иных природных объектов) существенным образом отличаются от обычных гражданско - правовых договоров, например купли - продажи жилых помещений.
В новом ЗК РФ (п. п. 2, 4 ст. 37) определен перечень условий договоров купли - продажи, мены и аренды земельных участков, которые заранее объявляются недействительными:
о праве продавца выкупить участок обратно по собственному желанию;
ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком посредством совершения любых сделок;
ограничивающие ответственность продавца (арендодателя) в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.
В ЛК (ст. 33) очерчен перечень условий, которые должны быть указаны в договоре аренды участка лесного фонда:
границы лесного фонда;
виды лесопользования;
размеры лесопользования;
срок аренды;
размер арендной платы и порядок ее внесения;
обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
порядок оплаты лесопользователю произведенных им лесохозяйственных работ;
иные условия, предусмотренные лесным законодательством и определенные по усмотрению сторон.
Нетрудно заметить, что в данный перечень включены как существенные условия договора аренды, вытекающие из природы данного договора (виды лесопользования, размеры лесопользования; срок аренды; размер арендной платы), так и обычные условия, которые, даже будучи не определенными в договоре, не влияют на действительность договора. Так, в случае отсутствия в договоре условия, уточняющего распределение обязанностей сторон в части охраны, защиты участка лесного фонда и воспроизводства лесов, им отношения будут регулироваться общими правилами, предусмотренные, в частности, статьями 79 - 91 ЛК, т.е. императивными и диспозитивными правилами данных статей.
Существенными условиями договоров в сфере земельных отношений следует признать только условия о предмете, цели использования (сельскохозяйственное производство, создание защитных насаждений, научно - исследовательские, учебные и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством), продажной цене (арендной плате), характеристике прочно связанных с участком объектов недвижимого имущества. Предмет договора купли - продажи любого земельного участка характеризуется специально составляемым документом - планом участка, кадастровым и техническим номером участка и другими данными, которые позволяют однозначно выделить участок из других объектов недвижимого имущества.
Представляется, что при разработке закона об обороте земельных участков сельскохозяйственного назначения и типового договора купли - продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения нет необходимости дополнять указанный перечень существенных условий новыми.
В сельском хозяйстве так называемые кредитные договоры опосредуют передачу бюджетных средств от государства к товаропроизводителям и другим коммерческим организациям через Минфин и Минсельхоз, уполномоченные лизинговые компании и банки - агенты. Последние служат только передаточными звеньями между государственной казной и заемщиком - товаропроизводителем или другими предприятиями, имеющими право на получение целевых бюджетных средств. Согласно специальным положениям и иным ведомственным актам (с незначительными сроками действия - как правило, от 1 года до 5 - 6 лет), утверждаемым Минсельхозом совместно с другими министерствами или после согласования с ними, средства, выделяемые из федерального бюджета, используются для кредитования сезонных затрат предприятий и организаций АПК, в первую очередь для кредитования товаропроизводителей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
В результате содержание договорных правоотношений в сельском хозяйстве, в сферах государственного финансирования и лизинга в значительной степени предопределяется ведомственными нормативно - правовыми актами, нормы которых нередко противоречат БК РФ и Закону "О лизинге" (хотя, нельзя не отметить, этот Закон далек от совершенства).
Договоры бюджетного кредита должны заключаться прежде всего с учетом положений БК. Нормы ГК РФ о кредите могут определять только основные юридические элементы. В целом в своей нормативной основе договоры в сфере кредитования организаций АПК зависят от предписаний финансового и гражданского законодательства, т.е. являются комплексными. Кроме того, размеры кредитов, условия их использования в АПК непосредственно зависят от специальных нормативных актов, предназначенных для регулирования отношений в сфере финансовой поддержки сельского хозяйства. К таким актам относится Положение о порядке формирования и использования специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях - как правило, оно ежегодно утверждается постановлением Правительства РФ.
Есть основания утверждать, что договоры, заключаемые между финансовым управлением Минфина РФ или Минсельхоза РФ соответствующей области и уполномоченной кредитной организацией, должны повсеместно (а не только в Московской области, как сейчас) обретать форму бюджетного кредита.
Договоры, опосредующие передачу денежных и товарных кредитов организациям за счет бюджетных средств, не должны регулироваться подзаконными ведомственными аграрно - правовыми актами. Необходимо разработать и принять специальный закон о бюджетных и товарных кредитах сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим организациям АПК. В этом законе следовало бы учесть правила статей 76 и 77 Бюджетного кодекса, а также правила о порядке выбора уполномоченного банка, об обязательной информации об объявленных открытых конкурсах на право обслуживания финансовых ресурсов субъекта Федерации и их результатах, о публикации годового сводного отчета об обслуживании финансовых ресурсов, который должен публиковаться администрацией в СМИ на следующий день после принятия законодательным органом субъекта Федерации решения о его утверждении.
Принцип свободы договора, достаточно разумно применяемый в конкурентных условиях стран - участниц ЕС, ВТО и других международных организаций, будучи механически перенесен в российскую рыночную стихию, поощряет доминирующее положение естественных монополий во всех отраслях экономики.
Анализ многих конкретных договоров показал, что в основе специализированных договорных правоотношений в сельском хозяйстве лежит главным образом воля более сильной стороны. Например, условия договоров агролизинга практически в полном объеме диктуются АООТ "Росагроснаб", которое через свои территориальные (дочерние) предприятия на 95 процентов обеспечивает товаропроизводителей и другие организации АПК (по утвержденному перечню) сельскохозяйственными машинами (тракторами, комбайнами, косилками и т.п.). Образцы договоров на закупку продукции для государственных нужд также разрабатываются уполномоченными в установленном порядке государственными заказчиками, на которых в данном регионе возложены обязанности по госзакупкам для федеральных и региональных нужд. Договоры денежного агрокредита разрабатываются кредитными организациями, допущенными в результате конкурса к проведению операций с денежными средствами, ежегодно предоставляемыми из федерального бюджета для сельского хозяйства. Эти организации - монополисты, они обладают такими экономическими рычагами воздействия, которые дают им реальную власть, какой у них не было при административно - командной системе.
Между тем в странах - участницах ЕС, ВТО и прочих государствах с цивилизованным рынком принцип запрета злоупотреблений правом имеет приоритет перед принципом свободы договора. Поэтому любой фермер или аграрное предприятие имеет реальную возможность доказать в суде, что контрагент злоупотребляет принципом свободы при заключении договора.
Российские товаропроизводители вряд ли скоро будут готовы в финансовом плане к тому, чтобы всякий раз обращаться в суд для оценки злоупотреблений правом, совершаемых в нашей монополизированной экономике. Следовательно, государство должно активно ограничивать ведомственный и локальный монополизм. При принятии специальных законов и иных нормативно - правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, в частности в АПК, необходимо предусматривать нормы, ограничивающие ведомственный и локальный монополизм. Причем эти правила должны быть императивными, не подлежащими изменению в нормативных положениях и инструкциях Минсельхоза, АООТ "Росагроснаб", а также в навязываемых предпринимателям договорах обслуживающих организаций. Думается, что в российской правовой действительности только таким образом можно достичь разумного взаимодействия между принципом запрета (недопустимости) злоупотребления правом (приоритетным принципом) и принципом свободы договора.
В Европейском Суде при защите имущественных прав как физических, так и юридических лиц применяется принцип баланса частных и публичных интересов. Судебной оценке подвергаются не только действия (бездействие) государственных органов (в том числе судов), но и выполнение своих обязательств частными лицами. Европейский Суд допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка.
Практика правового регулирования общественных отношений в условиях перехода к рынку показала, что одни только нормы гражданского права о договорах, нацеленные на защиту частных интересов, не смогли обеспечить согласованного регулирования разнородных общественных отношений, возникающих в сферах производства и реализации сельскохозяйственных товаров, обеспечить баланс частных и публичных интересов.
Принцип баланса частных и публичных интересов в России следует учитывать при разработке всех нормативно - правовых актов в сфере предпринимательства. Основными направлениями совершенствования правового регулирования договоров и формирования содержания договорных правоотношений могут стать следующие подходы.
В сферах регулирования имущественных отношений, где действует принцип формального равенства сторон и не используются бюджетные средства, предприниматели не должны быть связаны договором какого-либо типа. Это предопределено правилами п. п. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ. Границей служат только требования закона о недопустимости злоупотребления правом (ст. 10 ГК).
Поэтому при реализации товаров по договорам, не связанным с исполнением государственных заказов, нет необходимости специально для них разрабатывать в нормативном порядке новые типы договоров, какими бы "специфическими" юридическими признаками, по мнению ученых, ни "обрастали" конкретные договорные правоотношения. В сфере гражданско - правовых отношений, в которых не "проросли" организационно - управленческие, бюджетно - финансовые и протекционистские элементы, все необходимые права и обязанности, учитывающие особенности производственно - хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, специфику объекта правоотношения и другие особенности их связей, стороны договора вправе урегулировать самостоятельно. Требования, обусловленные необходимостью производства безопасных для потребителей и экологически чистых товаров и т.п., должны и в дальнейшем закрепляться в ГОСТах, ОСТах, регулироваться специальными административными методами (лицензирование, квотирование, санитарно - эпидемиологические преграды и т.п.).
В сферах публичного регулирования, где используются бюджетные средства, все нормативно - правовые акты должны приниматься Государственной Думой с учетом предложений представителей союзов правозащитников по охране конституционных прав крестьян, создаваемых в субъектах Федерации.
Вместе с тем в специальном законе, например в законе о договорах в сфере предпринимательства, следует закрепить как минимум два правила:
проект договора любого типа или вида конкретного разрабатывает предприниматель - товаропроизводитель;
должна быть установлена правовая презумпция обоснованности этих проектов, если иное не будет доказано в установленном процессуальном порядке на основе материально - правовых и процессуальных принципов законности и состязательности сторон, недопустимости злоупотребления правом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 05.05.1995 N 70-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 05.04.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.01.1997 N 22-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.01.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.1998 N 101-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
"БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.10.1998 N 164-ФЗ
"О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)"
(принят ГД ФС РФ 11.09.1998)
"ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.1993 N 77
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ
СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ,
АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8
от 01.07.1996
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Законодательство и экономика, N 5, 2002

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РФ  »
Комментарии к законам »
Читайте также
Популярные документы